Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.06.2010 года. г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Денисенко А.Б.
при секретаре ФИО1
а так же с участием:
ст. помощника прокурора города Владивостока
Загний О.В.
ответчика ФИО3
представителя ответчика
ФИО4
представителя администрации города Владивостока по
доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г. ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Первомайского района города Владивостока в интересах неопределенного круга лиц инвалидов к МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Влад востока» о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» о возложении обязанности по обустройству лестничных проемов, лестницы приспособлениями (пандусами) для доступа к ним несовершеннолетних инвалидов и использования его инвалидами, указав, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и соблюдения их прав, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Так согласно информации, предоставленной МУЗ «Детская клиническая больница № 3 г. Владивостока», здание указанного учреждения находится в муниципальной собственности и не оборудовано приспособлениями (пандусами) для возможности посещения всех кабинетов, а так же передвижения по лестницам между этажами здания учреждения детьми-инвалидами. Учитывая, что в рассматриваемом случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов, которым предоставлено право пользования объектами социальной инфраструктуры, прокурором принято решение о предъявлении в суд иска в интересах инвалидов.
В последствии, в судебном заседании помощник прокурора уточнила исковые требования и просила возложить на ответчика обязанность - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов ко всем помещениям МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» путем обустройства лестничных проемов, лестниц любыми приспособлениями, с соблюдением соответствующих технических норм и правил, для доступа инвалидов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района г. Владивостока поддержала требования в измененном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что здание МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» передано администрацией города Владивостока на праве оперативного управления в 2004 г. Финансирование учреждения осуществляется за счет администрации г. Владивостока. Согласно сметы расходов, утвержденной начальником Управления здравоохранения администрации г. Владивостока на 2010г. средств на текущий и капитальный ремонты не предусмотрено. Второй источник финансирования – заработанные денежные средства из территориального фонда обязательного медицинского страхования через оказание медицинских услуг, являются целевыми и расходуются на выплату заработной платы, приобретение медикаментов и продуктов питания. Кроме того, доступ в приемное отделение стационара свободный, ступень перед входной дверью высотой 10 см., двери на случай необходимости открываются в обе стороны, достаточно широкий проход. Кроме того, стационар является детским, и поступление ребенка без сопровождения взрослого (родителей или иных лиц) законами РФ запрещено. Все параклинические службы: клиническая лаборатория, биохимическая, бактериологическая лаборатории, физиотерапевтическое отделение, процедурный кабинет приемного отделения, кабинет зубного врача, кабинет ЭКГ, ЛОР-врача, кабинет физиотерапевта находятся на 1 этаже, так же на 1 этаже находится отдельный бокс с туалетом, раковиной для воды, в которой, в случае необходимости, ребенку-инвалиду будет оказана квалифицированная медицинская помощь в полном объеме. Ребенку-инвалиду нет необходимости подниматься на верхние этажи, где располагаются палатные отделения. Более того, техническими документами на здание больницы, приспособления (пандусы) для доступа в МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» инвалидов и передвижения по нему, не предусмотрены и их устройство может привести к травмированию и последующей инвалидизации работников стационара, пациентов и их родителей. Полагает, что администрация учреждения обеспечила удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, в связи с чем, просит в иске отказать.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством, меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполняющих органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ, относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов. Согласно ч. 5 ст. 20 указанного закона, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с чем, полагает, что поскольку оказание мер социальной поддержки и социальной помощи не относятся к полномочиям органов местного самоуправления и не переданы в установленном законом порядке, то возложение обязанности по осуществлению указанных полномочий не основано на нормах закона. В связи с чем, просит в иске отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Здание – детская клиническая больница № 3 общей площадью 4529, 30 кв.м. и пищеблок общей площадью 402, 4 кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Приморская, 6 принадлежит на праве оперативного управления МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» на основании договора об использовании муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления от Дата обезличена г. Номер обезличен, акт приема-передачи от Дата обезличенаг., дополнительное соглашение от Дата обезличенаг., Свидетельство о государственной регистрации права от Дата обезличенаг.
Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.
Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и др.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Из представленных материалов усматривается, что в МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» не предусмотрена возможность беспрепятственного пользования их услугами инвалидами, поскольку здание больницы и вход в него не оборудованы приспособлениями, для беспрепятственного доступа инвалидов.
С учетом изложенного, суд считает, что на собственника МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» должна быть возложена обязанность по обеспечению доступа инвалидов ко всем помещениям МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» путем обустройства лестничных проемов, лестниц любыми приспособлениями, с соблюдением соответствующих технических норм и правил, для беспрепятственного доступа инвалидов, без исполнения которых не будет надлежащим образом обеспечено право инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика о том, что действующее здание больницы невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, суд находит не состоятельными, поскольку, в силу ст. 56 ГПК РФ, представитель ответчика не предоставила доказательств, свидетельствующих о том, что осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются больницей по согласованию с общественными объединениями инвалидов.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ответчик не исполняя, возложенную на него обязанность, создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, а также провоцирует ситуации, в которых подвергается угрозе гарантированное им ст. 20 Конституции РФ право на жизнь, в связи с чем, требования прокурора основаны на законе и в целях защиты нарушенных прав инвалидов, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить доступ инвалидов ко всем помещениям МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» путем обустройства лестничных проемов, лестниц любыми приспособлениями, с соблюдением соответствующих технических норм и правил, для беспрепятственного доступа инвалидов.
В силу требований ст.206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и полагает достаточным установить срок 3 месяца
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) «Детская городская клиническая больница № 3 г. Влад востока» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов ко всем помещениям МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» путем обустройства лестничных проемов, лестниц любыми приспособлениями, с соблюдением соответствующих технических норм и правил, для беспрепятственного доступа инвалидов.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней.
Судья Денисенко А.Б.