Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.02.2010 года. г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Денисенко А.Б.
при секретаре Петровой И.В.
а так же с участием:
старшего помощника прокурора Первомайского района г. Владивостока
Бобылевой О.А.
Представителя ответчика по доверенности от ...
П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Д» (ОАО «Д») о возложении обязанности и запрете эксплуатации холодильной установки
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района города Владивостока обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Д» о возложении обязанности разработать техническую документацию локальной системы оповещения (ЛСО), о запрете эксплуатации холодильной установки, расположенной по адресу: г. Владивосток, ... до создания локальной системы оповещения, о возложении обязанности создать локальную систему оповещения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока совместно с сотрудниками Управления по г. Владивостоку Главного управления МЧС России по Приморскому краю ... проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «Д» (далее ОАО «Д»). В ходе проверки установлено, что на территории ОАО «Д» по адресу: г. Владивосток, ... имеется холодильная установка при эксплуатации которой используется аммиак. Данная холодильная установка расположена в Первомайском районе г. Владивостока, в непосредственной близости от жилых домов. Согласно выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество, данная холодильная установка находится в собственности ОАО «Д». Учитывая, что при эксплуатации холодильной установки используется химически активное вещество (аммиак), то оно включено в Перечень потенциально-опасных объектов, расположенных на территории Приморского края, утвержденный ... решением комиссии при Администрации Приморского края, на которых необходимо создание локальной системы оповещения. Таким образом, холодильная установка, находящаяся в собственности ОАО «Д» относится к потенциально-опасным объектам и на нее распространяются требования, предъявляемые к потенциально-опасным объектам. Согласно ст. 9 Федерального закона РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. Постановлением Правительства РФ № 178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов», установлена необходимость создания на потенциально-опасных объектах локальных систем оповещения. Согласно п.3 указанного Постановления, финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально-опасных объектах осуществляющих хозяйственную деятельность, осуществляется за счет собственных средств этих объектов. Согласно ст.1 Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. По результатам совместной проверки, ... составлен акт, в котором предложено ОАО «Д», в том числе, организовать работу по разработке технической документации локальной системы оповещения (далее ЛСО) и созданию ЛСО объекта в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов РФ в срок до .... На требование прокурора района предоставить информацию о результатах организации работы по разработке технической документации локальной системы оповещения и созданию ЛСО объекта ОАО «Д» предоставлена информация из которой следует, что до настоящего времени техническая документация на создание локальной системы оповещения не разработана, локальная система оповещения не создана. Несмотря на наличие у ОАО «Д» холодильной установки, при эксплуатации которой используется аммиак, до настоящего времени на потенциально-опасном объекте, осуществляющем хозяйственную деятельность, нет локальной системы оповещения, создание которой предусмотрено на данном предприятии. Техническая документация на создание локальной системы оповещения до настоящего времени не разработана. Кроме этого, ... мировым судьей судебного участка № 12 Первомайского района г. Владивостока вынесено постановление о привлечении генерального директора ОАО «Д» М. к административной ответственности по ч.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Ввиду того, что эксплуатацией холодильной установки может быть причинен вред неопределенному кругу лиц, прокурор вправе обратиться с указанным иском с суд.
Представитель ответчика ОАО «Д» с исковыми требованиями не согласен, указав, что по результатам совместной проверки прокуратуры Первомайского района г. Владивостока и ГУ МЧС России по Приморскому краю ...г. составлен акт о необходимости устранения в общей сложности пяти замечаний в области ГО и ЧС. ОАО «Д» ... г. отчиталось об исполнении четырех из пяти предложений. Предложение о необходимости организовать работу по разработке технической документации локальной системы оповещения находилось в работе. Сотрудниками ГО и ЧС было рекомендовано ЗАО «Л» в качестве организации для разработки технической документации. ...г. ОАО «Д» обратилось в ЗАО «Л» с предложением о заключении договора. Ответ не был получен. Для недопущения бездействия ОАО «Д» самостоятельно приступило к разработке Проекта технического задания, как документа первого порядка, который в будущем будет использован в работе при разработке технической документации. ...г. ОАО «Д» повторно обратилось в ЗАО «Л» с направлением Проекта технического задания. ЗАО «Л» к разработке технической документации не приступило, договор не был заключен. ...г. ОАО «Д» направило в ... сведения о ходе разработки технической документации. ... г. ОАО «Д» заключило договор с ООО «Р» на разработку технической документации. Исполнитель приступил к работе, оплата по договору произведена в полном объеме. Между тем, ОАО «Д» имеет на предприятии локальную систему оповещения. А именно: для оповещения работников предприятия: сирена С-40 громкоговорящая связь; городская радиотрансляционная сеть; городская АТС; внутренняя АТС; переносные радиостанции; мобильные средства связи. Для оповещения населения проживающего вблизи предприятия: сирена С-40; громкоговорящая связь. Управление системой оповещения осуществляется круглосуточно дежурно-диспетчерской службой предприятия. громкоговорящая связь. Наличие на предприятии локальной системы оповещения подтверждается следующим: Договором № от ...г., заключенным между ОАО «Д» и ООО «Р» на обследование действующей локальной системы оповещения населения в районе размещения потенциально опасного объекта и разработку технического задания на реконструкцию локальной системы оповещения на территории ОАО «Д»; планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций аммиачно-холодильной установки, утв. ...г.; актом проверки локальной системы оповещения (ЛСО) потенциально опасных объектов Первомайского района от ...г.; схемой локальной системы оповещения ОАО «Д»; бухгалтерской документацией; письмом ООО «Р» исх. № от ...г.; фотографиями объектов ЛСО. По состоянию на дату проведения совместной проверки на предприятии отсутствовало техническое задание, разработанное сторонней организацией. В настоящее время заключен договор с ООО «Р», услуги полностью оплачены. Кроме того, ОАО «Д» предпринимает меры по улучшению существующей локальной системы оповещения. При этом, действует в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 178 от 01.03.1993г., т.е. производит улучшения за счет собственных средств. Однако, предприятие столкнулось с рядом трудностей. Т.е. не все вопросы реконструкции существующих локальных систем оповещения, принадлежащих различным хозяйствующим субъектам г. Владивостока, зависят от самих субъектов, а также органов ГО и ЧС. Так, в соответствии с письмом Управления ГО и ЧС г. Владивостока № от ...г. «В настоящее время подключение ЛСО объектов экономики города Владивостока к Приморской краевой системе централизованного оповещения не возможна по техническим причинам ОАО «С». В соответствии с письмом ОАО «С» № от ...г. «технической возможности присоединения локальной системы оповещения химически опасного объекта «Аммиачная холодильная установка» ОАО «Д»... к Приморской автоматизированной системе оповещения у Приморского филиала ОАО «С» нет из-за отсутствия соответствующего оборудования». Согласно письма Филиала ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ГТРК «Владивосток») № от ...г. «филиал ВГТРК ГТРК «Владивосток» не имеет технической возможности присоединить Вашу локальную систему оповещения... к оборудованию ВГТРК». Таким образом, все функционирующие на территории Приморского края (и не сомневаемся на территории прочих субъектов РФ) хозяйствующие субъекты, владеющие аммиачно-холодильными установками, оказались в одинаковом положении. В настоящее время ряд условий препятствует реконструкции существующих на предприятиях локальных систем оповещения, а именно организации беспроводной связи на определенные расстояния. Согласно ст.9 ФЗ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998г. «организации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения». Полагают, что решение вопроса о присоединении локальных систем оповещения к краевой автоматизированной системе оповещения не находится в пределах компетенции и полномочий хозяйствующих субъектов. Телевизионные и радиовещательные компании г. Владивостока отказали в подключении Управлению ГО и ЧС в отношении не только ОАО «Д», но и всех прочих субъектов экономики г. Владивостока. В сложившихся условиях хозяйствующим субъектам только остается обеспечить оповещение населения в случаях возникновения аварийных ситуаций с помощью передвижных пунктов оповещения. ОАО «Д» гарантирует, что в случае возникновения ЧС население, проживающее вблизи объекта, будет уведомлено с помощью передвижных пунктов оповещения. Относительно требования прокуратуры Первомайского района г. Владивостока о запрете эксплуатации холодильной установки ОАО «Д» необходимо отметить, что оно не основано на законодательстве о ГО и ЧС. Законодательство, на которое истец ссылается в своем исковом заявлении не содержит указания на запрет эксплуатации объекта при несоответствии существующей на предприятии локальной системы оповещения современным мировым требованиям, предъявляемым к их устройству. ОАО «Д» не осуществляет ведение своей хозяйственной деятельности таким образом, что она создает опасность окружающим более, нежели ее создают иные хозяйствующие субъекты. Деятельность ОАО «Д» по эксплуатации холодильной установки лицензирована: 30 декабря 2008г. в рамках продления предыдущей лицензии ОАО «Д» была получена лицензия на осуществление деятельности «Эксплуатация химически опасных производственных объектов». Срок выдачи - до 30 декабря 2013г. Орган, выдавший лицензию - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 10 марта 2009г. была получена лицензия на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов». Срок выдачи - до 10 марта 2014г. ОАО «Д» ежегодно заключает договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (договор № 10968/93-838045 от 16.08.2009г. прилагаю).
Таким образом, запрет эксплуатации холодильной установки является излишней, противоречащей общественным интересам мерой, в результате принятия которой практическая обстановка, связанная с возможностью подключения новой ЛСО и появлением новых технических возможностей у теле-радиовещательных организаций, не изменится, что по нашему мнению, основываясь на абз. 2 п.2 ст. 1065 ГК РФ является основание для отказа в иске. ОАО «Д» является предприятием социальной значимости: является крупнейшим холодильным объектом для хранения рыбы и морепродуктов на территории г. Владивостока; обеспечивает сотни рабочих мест, при этом стабильно выплачивая заработную плату; принимает активное участие в государственной целевой программе «Вся рыба - на берег!»; активно сотрудничает с Ассоциацией Рыбохозяйственных предприятий Приморья. Органом отчетности является Госкомрыболовство РФ. Таким образом, полагают, что ОАО «Д» осуществляет свою деятельность, не нарушая законодательства о ГО и ЧС, на которое ссылался истец. Общество в пределах своих полномочий создало и поддерживает в постоянной готовности к использованию ЛСО. Оснований для приостановления эксплуатации холодильной установки нет. По их мнению, запрет эксплуатации холодильника приведет к новому состоянию банкротства общества, рабочие места сотен людей окажутся под угрозой, имущество, находящееся на холодильнике окажется под угрозой порчи.
Свидетель Т. в судебном заседании ... г. пояснил, что на предприятии существует локальная система оповещения. После проверки их предприятия, они организовали работу по разработке технической документации.
Свидетель В. в судебном заседании пояснил, что он в апреле 2009 участвовал в проверке ОАО «Д». Был составлен акт, в котором отражено, что отсутствует локальная система оповещения (ЛСО). Действительно, на предприятии имеется система оповещения в виде одной сирены марки С40 и несколько рупорных громкоговорителей, которые способны оповестить население работающего на предприятии и проживающих в близко расположенных домов, что недостаточно для оповещения. Когда происходила проверка, ЛСО была, но она была старая и не охватывала зону
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования.
Таким образом, исковое заявление прокурора Первомайского района г. Владивостока подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Нежилое здание, площадью 34007,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ... принадлежит на праве собственности ОАО «Д», выписка из ЕГРП УФРС про Приморскому краю от ... г.
... г. комиссией в составе работника прокуратуры Первомайского района г. Владивостока, сотрудников Управления по г. Владивостоку Главного управления МЧС России по Приморскому краю в ходе проверки по исполнению законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «Далькомхолод» было установлено, что данным обществом эксплуатируется холодильная установка, являющаяся потенциально-опасным объектом, поскольку при эксплуатации холодильной установки используется химически активное вещество - аммиак. Эксплуатация данной холодильной установки возможна только при наличии локальной системы оповещения, о чем ... г. был составлен акт.
Вместе с тем, по информации ОАО «Д», представленной прокурору района, техническая документация на создание локальной системы оповещения до настоящего времени не создана.
Согласно Постановления Совета Министров и Правительства Российской Федерации от ... г. № «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциального опасных объектов», в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обязаны обеспечивать начиная с 1993 года: проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Так же установлена зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до
Поскольку «Аммиачная холодильная установка» ОАО «Д» относится к вышеуказанным категориям, устройство локальной системы оповещения при эксплуатации холодильной установки является обязательным.
В соответствии с положениями ст. 14 Федеральным Законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон N 28-ФЗ), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.
Как указано в п. 1.3 «Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения», утвержденных МЧС России ... г. (далее - Методические рекомендации), методические рекомендации предназначены для использования министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно - радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений. Создание локальной системы оповещения является составной частью комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения (п.1.5); локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи (п. 1.6); локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (п.2.1); зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта (п. 2.2.8.); при создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до
Анализ вышеуказанных нормативных и ненормативных актов, свидетельствует о том, что создание локальной системы оповещения, предусматривает оформление соответствующей технической документации.
А поскольку у ответчика отсутствует техническая документация на создание локальной системы оповещения, то у суда есть основания полагать, что локальная система оповещения в том виде, как предусмотрено Методическими рекомендациями, у ответчика отсутствует.
Суд считает, что отсутствие у ОАО «С» технической возможности присоединения локальной системы оповещения химически опасного объекта «Аммиачная холодильная установка» ОАО «Д» к Приморской автоматизированной системе оповещения, не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по созданию локальной системы оповещения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суд считает, что исковые требования в части возложения обязанности на ОАО «Д» разработать техническую документацию локальной системы оповещения и приостановления деятельности холодильной установки, расположенной по адресу: Владивосток, 44 причал до создания локальной системы оповещения подлежат удовлетворению, в остальной части в иске необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать открытое акционерное общество «Д» разработать техническую документацию локальной системы оповещения.
Приостановить деятельность холодильной установки, расположенной по адресу: Владивосток, ... до создания локальной системы оповещения.
В иске о возложении обязанности на открытое акционерное общество «Д» создать локальную систему оповещения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в ...вой суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней.
Судья А.Б.Денисенко