в удовлетворении иска отказано



Дело № 2- 676/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОРЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г. Владивосток

Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Старовойт Р.К.,

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко А.А. к УФМС России по Приморскому краю, УФК по Приморскому краю о признании незаконным действий заместителя начальника УФМС России по Приморскому краю в Первомайскому районе г.Владивостока, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Шевченко А.А. обратился в суд с иском к заместителю начальника УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г.Владивостока о признании незаконными действий по отказу в регистрации по месту жительства, взыскании компенсации морального вреда 15000 рублей, материального ущерба в размере 1000 рублей за каждый день с момента обращения в УФМС до приема документов, морального вреда в размере 1500 рублей за каждый день с момента обращения в УФМС до приема документов, взыскании расходов по составлению искового заявления в размере 5000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве соответчиков УФМС по <адрес>, УФК по <адрес>.

В судебном заседании Шевченко А.А. поддержал исковые требования. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к паспортисту учетно-паспортного сектора Аверьяновой Н.А. с заявлением о регистрации по месту жительства. При этом предоставил ей все необходимые документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности своих родителей на <адрес>, договор приватизации, заявление мамы Шевченко Н.Б. о согласии на его регистрацию в квартире, паспорт, в котором лежала справка об освобождении из мест лишения свободы, свидетельство о смерти отца. Паспортист, узнав, что один из сособственников квартиры умер, отказала в принятии документов, пояснив, что для регистрации в квартире нужно ждать истечения шестимесячного срока для принятия наследства. Однако предложила снять копии со всех документов, представить их ей для консультации в УФМС. После того, как в тот же день он предоставил паспортисту ксерокопии документов, она отказалась их принять, пояснив то же самое и, порекомендовав зарегистрироваться по месту жительства у знакомых.

ДД.ММ.ГГГГ с тем же пакетом документов он обратился на прием к заместителю начальнику УФМС по <адрес> в <адрес> за регистрацией по месту жительства по адресу: <адрес>. Однако заместитель начальника УФМС ФИО6 в принятии документов и регистрации по месту жительства также отказала, сославшись на те же обстоятельства. После обращения непосредственно в УФМС по <адрес> с жалобой был зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования Шевченко А.А. уточнил, просил признать действия заместителя начальника УФМС России по <адрес> в <адрес> по отказу в регистрации по месту жительства незаконными, взыскать компенсацию морального вреда 15000 рублей за незаконный отказ в регистрации, в силу требований ст. 1069 ГК РФ взыскать в свою пользу материальный ущерб в размере 612 рублей (исходя из среднедневного размера пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию морального вреда 18000 рублей за последствия, вызванные незаконным отказом, в частности за вынужденное нахождение на территории <адрес> без регистрации, расходы по составлению им искового заявления в размере 5000 рублей, т.к. в такую сумму он оценивает свою работу по составлению искового заявления. Считает, что отказом в регистрации были нарушены его права, в том числе право на трудоустройство, был вынужден проживать без регистрации.

Представитель УФМС России по <адрес> в судебном заседании требования Шевченко А.А. не признала, суду пояснила, что личный прием граждан в отделе УФМС России по <адрес> в <адрес> в соответствии приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» ведется согласно утвержденному графику два раза в неделю. Содержание обращения гражданина заносится в карточку личного приема, куда вносятся основные сведения об осуществлении приема. Карточки личного приема регистрируются в журнале учета приема, однако ни карточки личного приема Шевченко А.А. , ни записи в журнале учета приема граждан ДД.ММ.ГГГГ (а также не ранее и не позднее указанной даты) нет.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17.07.1995 года № 713 для регистрации по месту жительства Шевченко А.А. был обязан, не позднее семи дней со дня прибытия из мест лишения свободы, обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства формы ; справку об освобождении из мест лишения свободы.

Должностные лица, ответственные за регистрацию (в данном случае сотрудник Управления по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес>), в течении трех дней со дня обращения гражданина передает указанные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в орган регистрационного учета.

Из объяснения заместителя начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> Борисенко Н.М. и инспектора Аверьяновой Н.К. следует, что документы необходимые для регистрации по месту жительства Шевченко А.А. в отдел УФМС России по <адрес> в <адрес> ни от самого гражданина, ни от должностного лица не поступали. Следовательно, ни отказ в регистрации, ни сама регистрация не производились.

На основании объяснительной инспектора Управления по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес> Аверьяновой Н.К., Шевченко А.А. без очереди и в устной форме обратился к ней за консультацией о регистрации по месту жительства. При этом показал договор приватизации, из которого следовало, что собственниками <адрес> являлись два гражданина. Шевченко А.А. пояснил, что один из собственников умер, скрыв, что сам прибыл из мест лишения свободы. Инспектор на основании предъявленных документов указала на необходимость приведения их в порядок и предоставления необходимого пакета документов. Т.е. Шевченко А.А. ввел инспектора в заблуждение, не показав справку об освобождении из мест лишения свободы. При предоставлении данного документа он был бы зарегистрировали в порядке живой очереди в день обращения.

В настоящее время истец предоставил документы на регистрацию по месту жительства по <адрес>48 в ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ была произведена его регистрация по указанному адресу.

Требования о признании неправомерными действий (решений) государственных органов или должностных лиц регулируются главой 25 ГПК РФ, могут быть удовлетворены, если: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Между тем, доказательств нарушения своих права истец суду не представил.

Также не признала требования о компенсации морального вреда, пояснив, что никаких доказательств, причинения истцу морального вреда непосредственно действиями (бездействиями) УФМС России по Приморскому краю и наличие самого вреда, Шевченко А.А. не предоставил. Требования Шевченко А.А. о взыскании материального вреда не признала, указав, что истцом не представлены документы, подтверждающие, какие именно расходы он понес.

Представитель УФК по Приморскому краю в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Управление Федерального казначейства по Приморскому краю является ненадлежащим ответчиком по иску. По мнению представителя ответчика, истцом не могут быть заявлены одновременно требования искового характера о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, а также заявление об оспаривании действий должностного лица. Также указала, что истцом не представлено доказательств наличия совокупности условий необходимых для удовлетворения его требований в порядке ст. 1069 ГК РФ, а именно наличие неправомерных властно-административных действий государственных органов и их должностных лиц, причинение истцу убытков, в также причинно-следственная связь между незаконным действиями и причиненными убытками. Просит в иске Шевченко А.А. отказать.

Свидетель Пышнограй Ю.В. в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с Шевченко А.А. была на приеме у заместителя начальника УФМС по <адрес> в <адрес> Борисенко Н.М. Шевченко А.А. представил указанному должностному лицу документы, подтверждающие право собственности его родителей на <адрес>, паспорт, справку об освобождении и другие документы. Однако Борисенко Н.М. документы не приняла, ссылаясь на то, что необходимо ждать истечения срока для принятия наследства, рекомендовала зарегистрироваться у знакомых.

Заместитель начальника УФМС по <адрес> в <адрес> Борисенко Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суду о причинах не явки не сообщила. В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. В письменном отзыве на иск требования не признала по аналогичным с УФМС по ПК основаниям.

Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 247 ГПК РФ в подаваемом в суд заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Соответствующие разъяснения приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а именно в пункте 9 указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Таким образом, суд приходит к выводу, что, несмотря на оформление Шевченко А.А. своих требований в виде искового заявления, заявитель оспаривает в том числе действия должностного лица органа государственной власти, требования в указанной части должны быть разрешены с учетом норм главы 25 ГПК РФ, поскольку вытекают из публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены. Пункт 28 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняет, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для удовлетворения требований заявителя необходима совокупность обстоятельств: незаконность действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод заявителя оспариваемым действием (решением), либо наличие в связи с ним препятствий для осуществления прав и свобод, либо незаконное возложение обязанности незаконное привлечение к ответственности.

Между тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от ДД.ММ.ГГГГ для регистрации по месту жительства Шевченко А.А. был обязан, не позднее семи дней со дня прибытия из мест лишения свободы, обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства формы ; справку об освобождении из мест лишения свободы.

Должностные лица, ответственные за регистрацию (в данном случае сотрудник Управления по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес>), в течение трех дней со дня обращения гражданина обязан передать указанные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в орган регистрационного учета.

В соответствии с Административным Регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений. В структурных подразделениях территориальных органов уполномоченными должностными лицами, задействованными в предоставлении государственной услуги, являются их начальники, заместители начальников, инспекторский состав (сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники) (п.4).

Гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию (п.9)

Днем поступления документов считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Законом, Правилами и Регламентом (п.14).

В силу п. 17 Регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме (приложение N 6 к Регламенту), документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п.56).

В судебном заседании установлено, что истец в нарушение установленного порядка Шевченко А.А. при обращении к должностному лицу, ответственному за регистрацию, в частности к сотруднику Управления по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес> не предоставил заявление по форме .

Также при обращении к заместителю начальника УФМС по <адрес> в <адрес> указанное заявление по установленной форме истец не предоставил. Указанное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось. Ответственное за регистрацию должностное лицо органа местного самоуправления в орган регистрационного учета пакет документов для регистрации истца по месту жительства также не предоставлял.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Шевченко А.А. в части признания незаконным действий заместителя начальника УФМС по <адрес> в <адрес> не имеется. Действиями заместителя начальника УФМС по <адрес> в <адрес> какие-либо права и свободы истца не нарушены. Фактически отказ в регистрации Шевченко А.А. не имел места, т.к. истец в установленном законом порядке за регистрацией по месту жительства не обращался.

Поскольку требования истца о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда в данном случае производны от требования о признании действий должностного лица незаконными, оснований для их удовлетворения в порядке ст. 1069 ГК РФ также не имеется. Оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов за составление искового заявления также не имеется. В судебном заседании истец пояснил, что за юридической помощью не обращался, заявление составил самостоятельно.

При этом суд принимает во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в установленном законом порядке по месту жительства.

В силу ст. 98 ГПК РФ с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 500 руб. 00коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Шевченко А.А. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес>, Управлению Федерального казначейства по <адрес> о признании незаконными действий заместителя начальника УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО6, взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб. 00коп, 18000 руб. 00коп., материального ущерба в размере 612 руб. 00коп., расходов по составлению искового заявления в размере 5000 руб. 00коп. отказать.

Взыскать с Шевченко А.А. госпошлину в доход местного бюджета в размере 500 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено 28.03.2011г.

Судья Старовойт Р.К.