Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 апреля 2011 года г. Владивосток Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края под председательством судьи Старовойт Р.К. при секретаре ФИО3 с участием заявителя Строева Ю.М. представителя ИФНС России по <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Строев Ю.М. о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес>, возложении обязанности по перерасчету налога на имущество физических лиц УСТАНОВИЛ: Строев Ю.М. обратился в суд с жалобой о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес> по начислению налога на имущество физических лиц по объекту налогооблажения жилому дому <адрес> <адрес> в <адрес>. В обоснование требований указал, что в ходе судебного разбирательства по взысканию с него налога по иску налогового органа ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В частности, в соответствии с ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», Налогового Кодекса РФ обязанность по исчислению налога лежит на налоговом органе, который в силу ст. 2,18 Конституции РФ осуществляет комплекс мероприятий, направленный на своевременное и правильное исчисление налоговой базы, уведомляет налогоплательщиков о суммах налога подлежащих уплате в бюджет. По мнению заявителя, на налоговом органе лежит обязанность координация действий всех органов власти, участвующих в обеспечении исполнения законодательства о налогах. Порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц изложен в Инструкции МНС РФ от 02.11.1999г. № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». В силу п. 3 Инструкции, налоговой базой для исчисления налога на строения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Пунктом 1.4 Приказа Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ РФ для более точной оценки стоимости объекта налогооблажения предусмотрена инвентаризация объекта « в натуре». При этом инвентаризация объекта производится не реже одного раза в пять лет. Заказчиками подобной инвентаризации могут выступать как органы федеральной исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъекта РФ. Между тем, инвентаризация указанных объектов не производится, стоимость объектов производится теоретически, без учета фактического состояния. Исходя из изложенного, заявитель считает, что расчет суммы налога производится налоговым органом неверно. Каких-либо препятствий для инвентаризации принадлежащего ему объекта недвижимости он не чинил. В силу ст.21 НК РФ полагает, что вправе требовать от налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также вправе не исполнять требования не основанные на законе. Просит признать незаконными действия ИФНС России по <адрес> по начислению налога на имущество физических лиц, возложить на инспекцию обязанность принять меры, направленные на перерасчет суммы налога с учетом фактического износа, уточненного путем проведения инвентаризации «в натуре». В судебном заседании Строев Ю.М. поддержал жалобу в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше. Кроме того, указал, что инвентаризация принадлежащего ему домовладения производилась в 2001 году, процент износа дома был установлен в размере 0%, до настоящего времени инвентаризация более не проводилась. При обращении в ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» получил ответ, что инвентаризация может проводиться по требованию органа исполнительной власти за его же счет. На граждан законом такая обязанность не возложена, в связи с чем полагает, что обязанность по уплате налога на него возложена незаконно. ФИО1 по <адрес> в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал. Суду пояснил, что в силу п.1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 ставки налога на строения, помещения, сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Статьей 5 указанного закона установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, для целей налогооблажения налога на имущество физических лиц применяются сведения об инвентаризационной стоимости имущества, предоставленные ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 1 января текущего года. При этом налоговые органы не являются заказчиками работ по инвентаризации объектов недвижимого имущества, не получают средства на проведение инвентаризации. При указанных обстоятельствах, полагает, что действиями налогового органа права и свободы заявителя не нарушены. Выслушав заявителя, представителя ИФНС России по <адрес>, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям. Из материалов делу следует и не оспаривается заявителем, что он является собственником <данные изъяты> доли жилого <адрес> в <адрес>. В силу ст. 1 Федерального Закона от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Статьей 2 закона установлено, что объектами налогообложения признается, в том числе жилой дом. В силу требований ст. 3 закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. В силу ст. 5 закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Статья 85 п. 4 НК РФ возлагает на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87 утвержден «Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", в соответствии с которым заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. Рассмотрение споров по вопросам инвентаризации и оценки объектов, принятие по ним решений производится органами исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований ( п.1.2, 1.3., 1.4,1.5). Пунктом 1 Приказа Госстроя РФ N 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001 "Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества" также установлена обязанность организации технической инвентаризации ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года. В соответствии с законом и вышеуказанным Порядком администрацией <адрес> изданы соответствующие постановления «Об утверждении индексов перерасчета стоимости строений, помещений и сооружений для налогооблажения», в том числе постановление №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ для налогооблажения в 2009году, и постановление № 81-ПА от 13.04.2009г. для налогооблажения в 2010г. В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 247 ГПК РФ в подаваемом в суд заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены. Следовательно, для удовлетворения требований заявителя необходима совокупность обстоятельств: незаконность действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод заявителя оспариваемым действием (решением), либо наличие в связи с ним препятствий для осуществления прав и свобод, либо незаконное возложение обязанности незаконное привлечение к ответственности. В судебном заседании незаконность действий налогового органа по исчислению налога на имущество физического лица, в данном случае заявителя, не установлена. Как следует из вышеприведенных норм права на налоговый орган обязанность по проведению инвентаризации объектов налогооблажения законом не возложена. В силу требований ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», Налогового Кодекса РФ налоговые органы не являются ни заказчиками работ по инвентаризации объектов налогооблажения, ни исполнителями данных работ, не осуществляют финансирование работ. Действия налогового органа по исчислению налога на имущество заявителя соответствуют требованиям ст.ст. 3, 12,15 НК РФ. При указанных обстоятельствах оснований для признания незаконными действий ИФНС России по <адрес> по начислению налога на имущество физических лиц по объекту налогооблажения жилому дому <адрес> по <адрес> в <адрес>, а также возложению обязанности по перерасчету суммы налога с учетом фактического износа, уточненного путем проведения инвентаризации «в натуре» не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Строев Ю.М. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес> по исчислению налога на имущество физических лиц, возложении на ИФНС России по <адрес> обязанности принятия мер по перерасчету налога с учетом фактического износа, путем инвентаризации жилого дома отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено 12.04.2011г. Судья Старовойт Р.К. Копия верна Судья Старовойт Р.К. Секретарь ФИО5