№11-2/2011 апелляционное решение по жалобе администрации района на решение мирового судьи о выплате денежной компенсации за коммунальные услуги медицинскому работнику



Апелляционное решение

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 17 июня 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Иночкиной С.П.

с участием заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

представителя ответчика Киреевой М.В.,

представителя третьего лица Тукаева Е.Н.,

истицы Красновой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Р.Б. Белова от 27 апреля 2011 года по делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Красновой Т.Ю. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о выплате денежной компенсации за коммунальные услуги (отопление, освещение),

У С Т А Н О В И Л:

27 апреля 2011 года мировым судьей вынесено решение по делу по иску прокурора района в интересах Красновой Т.Ю. к администрации МО Первомайский район о выплате денежной компенсации за коммунальные услуги. Данным решением исковые требования удовлетворены в сумме 46517,06 рублей, а также взыскана с ответчика государственная пошлина в доход государства в сумме 1495,51 рублей.

Не согласившись с данным решением, администрация Первомайского района подала апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить указанное решение в полном объеме, так как мировой судья не учел изменения федерального законодательства, которыми с 01.01.2005 года изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Красновой Т.Ю. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Считает, что мировой судья в полной мере не исследовал довод прокурора об уменьшении объема финансирования соответствующих выплат и об ухудшении положения Красновой Т.Ю. Кроме того, считает, что взыскание с администрации в федеральный бюджет государственной пошлины произведено незаконно, в противоречие с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

В судебном заседании представитель администрации МО Первомайский район Киреева М.В., действующая на основании доверенности, уточнила жалобу, просила решение мирового судьи отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, поддержала апелляционную жалобу в полном объеме, представив суду нормативно-правовые акты за 2005-2011 годы, на основании которых производилась и производится выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение Красновой Т.Ю.

Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности, согласился с доводами апелляционной жалобы.

Истица Краснова Т.Ю. и заместитель прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Выслушав участвующих в судебном процессе лиц, исследовав материалы дела и дополнительные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что право Красновой Т.Ю. на социальную поддержку, в частности, на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, и правовую защиту, как медицинского работника, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. Данным правом Краснова Т.Ю. пользовалась до 31.12.2004 года, получая 100% компенсацию произведенных расходов по оплате отопления и освещения. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (пункт 50 статьи 35). В частности, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции указанного федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами… местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Мировым судьей на основе анализа законодательства сделан верный вывод о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан.

Материалами дела подтверждается, что Краснова Т.Ю. является квалифицированным медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности. Из квитанций по оплате отопления за 2004 год, представленных Красновой Т.Ю. в судебном заседании, следует, что за 2004 год за отопление она оплатила сумму 3052 руб., по ее утверждению, данная сумма ей была в полном объеме компенсирована в соответствии с законодательством, действовавшим до 31.12.2004 года. Доказательств, опровергающих ее утверждение, суду не представлено. Из квитанций по оплате отопления за 2008 года, имеющихся в деле, следует, что Краснова Т.Ю. оплатила в 2008 году за отопление 10550,31 руб. Компенсация за 2008 год (расходов на отопление и освещение) Красновой Т.Ю. выплачена в общем размере в сумме 1920 рублей. Из сравнительного анализа данных цифр следует, что измененный с 01.01.2005 года порядок реализации льгот и выплат и вновь установленные размеры социальных выплат являются ниже размеров социальных выплат, предоставлявшихся медицинским работникам, в частности Красновой Т.Ю., по состоянию на 31 декабря 2004 года. Следовательно, вновь установленные органом местного самоуправления размеры социальных выплат ухудшили положение Красновой Т.Ю.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи в части взыскания денежных средств в качестве компенсации в возмещение расходов за коммунальные услуги за период с 01.01.2008 года по февраль 2011 года в сумме 46517,06 рублей законным и обоснованным.

Рассматривая довод апелляционной жалобы в части незаконного взыскания с администрации МО Первомайский район государственной пошлины в федеральный бюджет в сумме 1495,51 рублей, суд считает, что данный довод является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в редакции федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В силу указанной нормы закона государственная пошлина с администрации Первомайского района Оренбургской области, являющейся органом местного самоуправления, взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области удовлетворить частично.

Решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Р.Б. Белова от 27 апреля 2011 года в части взыскания с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в федеральный бюджет судебных расходов в виде госпошлины в сумме 1495,51 рублей отменить.

В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Р.Б. Белова от 27 апреля 2011 года без изменения.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья