№11-24/2011 по апелляционной жалобе администрации района на решение мирового судьи по делу по иску прокурора к администрации района о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг (апелляционное решение вступило в законную силу 29.11.11)



Апелляционное решение

пос. Первомайский 29 ноября 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

с участием заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

представителя ответчика Кругляковой А.А.,

представителя третьего лица Тукаева Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области от 16 сентября 2011 года по делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Чакрыгиной Л.И. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

16 сентября 2011 года мировым судьей вынесено решение по делу по иску прокурора района в интересах Чакрыгиной Л.И. к администрации МО Первомайский район о выплате денежной компенсации за коммунальные услуги. Данным решением исковые требования удовлетворены в сумме <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным решением, администрация Первомайского района подала апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить указанное решение в полном объеме, вынести новое, которым в удовлетворении иска отказать, так как мировой судья не учел изменения федерального законодательства, которыми с 01.01.2005 года изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Чакрыгиной Л.И. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Считая, что ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено предоставление специалистам, работающим в учреждениях здравоохранения и проживающим в сельской местности, мер социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением, а также в виде освобождения от исчисленной в установленном порядке платы за отопление и освещение, требования прокурора являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, в связи с чем просит суд отменить оспариваемое решение.

В судебном заседании представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.

Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности, высказал согласие с доводами апелляционной жалобы.

Заместитель прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Истица Чакрыгина Л.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав участвующих в судебном процессе лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение мирового судьи изменению в части суммы взыскания.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что право Чакрыгиной Л.И. на социальную поддержку, в частности, на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, и правовую защиту, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. Данным правом Чакрыгина Л.И. пользовалась до 31.12.2004 года, получая 100% компенсацию произведенных расходов по оплате отопления и освещения. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (пункт 50 статьи 35). В частности, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции указанного федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 153 этого же федерального закона, при издании органами… местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Мировым судьей на основе анализа законодательства сделан верный вывод о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан.

Материалами дела подтверждается, что Чакрыгина Л.И. является квалифицированным медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности с 26 марта 1992 года. Расходы по оплате за отопление и потребленную электроэнергию истца за период с 01 августа 2008 года по 31 мая 2011 года включительно (с учетом применения срока исковой давности, исчисляемого с момента подачи иска в суд) составили <данные изъяты> рублей, а возмещение расходов на эти услуги за этот же период составило сумму <данные изъяты> рублей. Указанная в решении мирового судьи сумма <данные изъяты> рублей выплачена за период с 01.06.2008 года по март 2011 года включительно, однако с учетом иного периода, установленного в связи с применением срока исковой давности с августа 2008 года, а также с учетом получения истицей компенсационной выплаты за апрель и май 2011 года в сумме <данные изъяты> рублей, которая также подлежит вычету, эта сумма составила <данные изъяты> рублей. Таким образом, расчет суммы взыскания необходимо произвести в следующем порядке: <данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> рублей.

В нарушение требований действующего законодательства возмещение расходов Чакрыгиной Л.И. произведено не в полном объеме. Вместе с тем, она не может быть лишена права льготы по оплате коммунальных услуг, которым пользовалась до 01.01.2005 года.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей отклонению, решение мирового судьи о взыскании денежных средств в качестве компенсации в возмещение расходов за коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.05.2011 года включительно изменению в части суммы взыскания, а в остальной части законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области Т.А. Тюриной от 16 сентября 2011 года изменить, взыскав с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Чакрыгиной Л.И. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 августа 2008 года по 31 мая 2011 года включительно в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области оставить без удовлетворения.

Судья