№ 11-13/2012 по апелляционной жалобе администрации района на решение мирового судьи от 02.12.2011 г. по делу по иску прокурора к администрации района о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг (определение вступило в законную силу 20.01.2012 г.)



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

пос. Первомайский 20 января 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Зобниной О.Е.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К.,

представителя ответчика Кругляковой А.А.,

представителя третьего лица Тукаева Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Белова Р.Б. от 02 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Зиновьевой А.В. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

02 декабря 2011 года мировым судьей вынесено решение по делу по иску прокурора района в интересах Зиновьевой А.В. к администрации МО Первомайский район о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением. Данным решением исковые требования удовлетворены в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп.

Не согласившись с данным решением, администрация Первомайского района подала апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить указанное решение в полном объеме, вынести новое решение, которым в иске отказать, так как мировой судья не учел изменения федерального законодательства, которыми с 01.01.2005 года изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Зиновьевой А.В. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Согласно сведений финансового отдела администрации Первомайского района за период с 2005 года по июль 2011 год субсидий на возмещение расходов по выплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджетов других уровней не поступало.

В судебном заседании представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.

Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности, согласился с доводами апелляционной жалобы.

Истец Зиновьева А.В. в своем заявлении от 17 января 2012 года, возражая против апелляционной жалобы, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Помощник прокурора Первомайского района Джуламанов Н.К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Выслушав участвующих в судебном процессе лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение мирового судью – подлежит оставлению без изменений.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что право Зиновьевой А.В. на социальную поддержку, в частности, на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, и правовую защиту, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. Данным правом Зиновьева А.В. пользовалась до 31.12.2004 года, получая 100% компенсацию произведенных расходов по оплате отопления и освещения. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (пункт 50 статьи 35). В частности, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции указанного федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами… местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Мировым судьей на основе анализа законодательства сделан верный вывод о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья с отоплением и освещением с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан.

Материалами дела подтверждается, что Зиновьева А.В. является квалифицированным медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности в период с 28 июня 1988 года по настоящее время. Следовательно, она не может быть лишена права льготы по оплате коммунальных услуг, которым пользовалась до 01.01.2005 года.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи в части взыскания денежных средств в качестве компенсации в возмещение расходов по оплате за жилье с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 01 июня 2011 года в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области – мирового судьи судебного участка в административно- территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Белова Р.Б. от 12 декабря 2011 года оставить без удовлетворения, а решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 02 декабря 2011 года о взыскании с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Зиновьевой А.В. за счет средств муниципального бюджета расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 01 августа 2011 года в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья