О П Р Е Д Е Л Е Н И Е пос. Первомайский 07 февраля 2012 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе судьи Лифаревой В.Л., при секретаре Иночкиной С.П., с участием помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К., представителя ответчика Кругляковой А.А., представителя третьего лица Тукаева Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Р.Б. Белова от 21 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Дружининой С.В. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, У С Т А Н О В И Л: 21 декабря 2011 года мировым судьей вынесено решение по делу по иску прокурора района в интересах Дружининой С.В. к администрации МО Первомайский район о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением. Данным решением исковые требования удовлетворены в сумме <данные изъяты> рублей. Не согласившись с данным решением, администрация Первомайского района подала апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить указанное решение в полном объеме и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать, так как мировой судья не учел изменения федерального законодательства, которыми с 01.01.2005 года изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Дружининой С.В. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Считает, что мировой судья в полной мере не исследовал довод прокурора об уменьшении объема финансирования соответствующих выплат и об ухудшении положения Дружининой С.В. В судебном заседании представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу в полном объеме. Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности, согласился с доводами апелляционной жалобы. Истица Дружинина С.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Помощник прокурора Первомайского района Джуламанов Н.К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения. Выслушав участвующих в судебном процессе лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение мирового судьи подлежит оставлению без изменений. Разрешая заявленные исковые требования по существу, мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что право Дружининой С.В. на социальную поддержку, в частности, на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, и правовую защиту, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. Данным правом Дружинина С.В. пользовалась до 31.12.2004 года, получая 100% компенсацию произведенных расходов по оплате отопления и освещения. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (пункт 50 статьи 35). В частности, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции указанного федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами… местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; - при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. Мировым судьей на основе анализа законодательства сделан верный вывод о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан. Материалами дела подтверждается, что Дружинина С.В. является квалифицированным медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности с 02.08.1993 года. Следовательно, она не может быть лишена права льготы по оплате коммунальных услуг, которым пользовалась до 01.01.2005 года. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01.11.2008 года по 31.07.2011 года в сумме <данные изъяты> рублей законным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области от 28 декабря 2011 года на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Р.Б. Белова от 21 декабря 2011 года оставить без удовлетворения, а решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Р.Б. Белова от 21 декабря 2011 года о взыскании с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Дружининой С.В. за счет средств муниципального бюджета расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01.11.2008 года по 31.07.2011 года в сумме <данные изъяты> рублей оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в порядке надзора. Судья