№ 11-42/2012 по апелляционной жалобе администрации района на решение мирового судьи от 21.12.2011 года по делу по иску прокурора к администрации района о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг (определение вступило в законную силу 06.02.2012 г.)



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

пос. Первомайский 06 февраля 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Зобниной О.Е.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Джуламанова Н.К.,

представителя ответчика Кругляковой А.А., действующей по доверенности от 27 декабря 2011 года,

представителя третьего лица Тукаева Е.Н., действующего по доверенности от 13 сентября 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Белова Р.Б. от 21 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Сапожниковой Е.Я. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

21 декабря 2011 года мировым судьей вынесено решение по делу по иску прокурора района в интересах Сапожниковой Е.Я. к администрации МО Первомайский район о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением. Данным решением исковые требования удовлетворены в сумме <данные изъяты> коп.

Не согласившись с данным решением, администрация Первомайского района подала апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить указанное решение в полном объеме, вынести новое решение, которым в иске отказать, так как мировой судья не учел изменения федерального законодательства, которыми с 01 января 2005 года изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Сапожниковой Е.Я. на социальную поддержку, как медицинского работника, уволенного в связи с выходом на пенсию, имеющей стаж работы в медицинских учреждениях, расположенных в сельской местности не менее 10 лет, проживающей в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.

Согласно сведений финансового отдела администрации Первомайского района за период с 2005 года по июль 2011 год субсидий на возмещение расходов по выплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджетов других уровней не поступало, после 01 января 2005 года объем финансирования льгот не уменьшен и условия предоставления не ухудшены.

В судебном заседании представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности от 27 декабря 2011 года, поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.

Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от 13 сентября 2011 года, согласился с доводами апелляционной жалобы.

Истец Сапожникова Е.Я. в своем заявлении от 06 февраля 2012 года просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Помощник прокурора Первомайского района Джуламанов Н.К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение мирового судью – подлежит оставлению без изменений.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что право Сапожниковой Е.Я. на социальную поддержку, в частности, на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, и правовую защиту, как медицинского работника, уволенного в связи с выходом на пенсию, имеющего стаж работы в медицинских учреждениях, расположенных в сельской местности не менее 10 лет, проживающего в сельской местности, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. Данным правом Сапожникова Е.Я. пользовалась до 31.12.2004 года, получая 100% компенсацию произведенных расходов по оплате отопления и освещения. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (пункт 50 статьи 35). В частности, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции указанного федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами… местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Мировым судьей на основе анализа законодательства сделан верный вывод о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан.

Материалами дела подтверждается, что Сапожникова Е.Я., являлась квалифицированным медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности в период с 13 ноября 1967 года по 1989 год, уволена в связи с выходом на пенсию, имеет стаж работы в сельской местности более 10 лет. Следовательно, она не может быть лишена права льготы по оплате коммунальных услуг, которым пользовалась до 01 января 2005 года.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи в части взыскания денежных средств в качестве компенсации в возмещение расходов за коммунальные услуги за период с 01 ноября 2008 года по 01 июля 2011 года в сумме <данные изъяты> коп законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Р.Б. Белова от 28 декабря 2011 года оставить без удовлетворения, а решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 21 декабря 2011 года о взыскании с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Сапожниковой Е.Я. за счет средств муниципального бюджета расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 01 июля 2011 года в сумме <данные изъяты> коп оставить без изменения.

Судья