АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ пос. Первомайский 22 мая 2012 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А., при секретаре Зобниной О.Е., с участием заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Яновского А.А., представителя ответчика Кругляковой А.А., действующей по доверенности от <данные изъяты>, представителя третьего лица Тукаева Е.Н., действующего по доверенности от <данные изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области Белова Р.Б. от 28 марта 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Умбетовой З.Т. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, У С Т А Н О В И Л: 28 марта 2012 года мировым судьей вынесено решение по делу по иску прокурора района в интересах Умбетовой З.Т. к администрации МО Первомайский район о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением. Данным решением исковые требования удовлетворены в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. Не согласившись с данным решением, администрация Первомайского района подала апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить указанное решение в полном объеме, вынести новое решение, которым в иске отказать, так как мировой судья не учел изменения федерального законодательства, которыми с 01 января 2005 года изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение медицинским работникам, но не членам их семей. И право Умбетовой З.Т. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Согласно сведений финансового отдела администрации Первомайского района за период с 2005 года по декабрь 2011 год субсидий на возмещение расходов по выплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджетов других уровней не поступало, после 01 января 2005 года объем финансирования льгот не уменьшен и условия предоставления не ухудшены. Действующим до 01 января 2005 года федеральным законодательством и Законом Оренбургской области от 05 декабря 2003 года№720/92 -111-ОЗ и принятым в соответствии с ним решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район от 31 мая 2004 года №235 размер предоставления льгот по оплате за отопление определялся исходя из установленной социальной нормы площади жилья, за освещение – по стоимости электроэнергии, затрачиваемой за горение лампочки в 100 ватт на семью, состоящую из трех и более человек – 150 ватт. В судебном заседании представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала апелляционную жалобу в полном объеме. Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, согласился с доводами апелляционной жалобы. Истец Умбетова З.Т., направив в суд телефонограмму от 22 мая 2012 года, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Заместитель прокурора Первомайского района Яновский А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение мирового судью – подлежит оставлению без изменений. Разрешая заявленные исковые требования по существу, мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что право Умбетовой З.Т. на социальную поддержку, в частности, на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, и правовую защиту, как медицинского работника, проживающего в сельской местности, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, действовавшей до 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическом образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Данным правом Умбетова З.Т. пользовалась до 31.12.2004 года, получая 100% компенсацию произведенных расходов по оплате отопления и освещения. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (пункт 50 статьи 35). В частности, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции указанного федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами… местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; - при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. Мировым судьей на основе анализа законодательства сделан верный вывод о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан. Материалами дела подтверждается, что Умбетова З.Т. является квалифицированным медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности в период с 02 апреля 1990 года по настоящее время. Следовательно, она не может быть лишена права льготы по оплате коммунальных услуг, которым пользовалась до 01 января 2005 года. С доводами апелляционной жалобы о том, что администрации Первомайского района Оренбургской области не поступало достаточных денежных средств на цели возмещения медицинским работникам расходов по оплате коммунальных услуг, суд не соглашается, поскольку меры социальной поддержки не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо условий. Иные доводы жалобы, по сути, сводятся к несогласию с принятым мировым судьей решением и переоценке его выводов, что не может служить основанием для его отмены. При рассмотрении дела нарушение норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи в части взыскания денежных средств в качестве компенсации в возмещение расходов за коммунальные услуги за период с 01 февраля 2009 года по 01 января 2012 года в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп законным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области - мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Курманаевского района Р.Б. Белова от 28 марта 2012 года оставить без удовлетворения, а решение от 28 марта 2012 года о взыскании с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Умбетовой З.Т. за счет средств муниципального бюджета расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 февраля 2009 года по 01 января 2012 года в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп оставить без изменения. Судья