Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский Дата обезличена года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Лифаревой В.Л. с участием заместителя прокурора Первомайского района Вдовкина В.Г., заявителя Тишина И.Ф., представителя администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области Затлеувой Г.С., при секретаре Иночкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Тишина Ивана Федоровича о признании незаконным решения об отказе в постановке в очередь на получение социального жилья, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района Оренбургской области в интересах участника ВОВ 1941-1945 годов Тишина И.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в постановке в очередь на получение социального жилья, указывая на то, что при обращении ветерана ВОВ Тишина И.Ф., 1926 года рождения, в администрацию МО Первомайский сельсовет для постановки в очередь на получение социального жилья ему отказано на основании ответа главы администрации от 22.12.2009 года № 579, из которого следует, что администрацией было рассмотрено заявление Тишина И.Ф. и принято решение об отказе в постановке в очередь для получения социального жилья в связи с тем, что согласно договору на передачу квартиры в собственность от Дата обезличена года ФИО3 и ФИО4 у последних имеется в собственности квартира, расположенная по адресу: ..., ... ..., ... общей площадью 58,9 кв. м. При этом документ, содержащий решение об отказе в принятии на учет, не оформлен в виде индивидуального правового акта органа местного самоуправления по правилам, принятым в муниципальном образовании для принятия такого рода правовых актов. Оспариваемое решение было принято в нарушение норм действующего законодательства, а именно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которого гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются и проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Однако при принятии оспариваемого решения заключение о признании жилого помещения, в котором проживает Тишин И.Ф., пригодным или непригодным для проживания получено не было. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Оспариваемое решение администрации муниципального образования указанным требованиям не соответствует. Прокурор района просит суд признать решение об отказе в постановке в очередь на получение социального жилья, принятое в отношении Тишина И.Ф., незаконным. В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Вдовкин В.Г. заявление поддержал в полном объеме. Тишин И.Ф. также поддержал заявление, пояснил суду, что проживает в 3-комнатной квартире, которая имеет плачевное состояние: балкон пришел в негодность, несущая стена осела и качается, пол в кухне прогнил, штукатурка осыпается кусками, просил заявление прокурора удовлетворить. Представитель администрации МО Первомайский сельсовет Затлеува Г.С., действующая на основании доверенности от 02.04.2010 года, с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что по существу решение принято правильное, т.к. Тишин И.Ф. имеет в собственности жилье общей площадью 58,9 кв. м., что не превышает учетную норму жилья на человека, установленную на территории администрации, а несоблюдение формы принятого решения не может повлиять на его содержание. Просила в удовлетворении заявления прокурору района отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Тишин И.Ф. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением С № 045691 от 25.04.1986 г. 17 ноября 2009 года Тишин И.Ф. обратился с письменными заявлениями к главе администрации МО Первомайский сельсовет, в одном из которых просил увеличить ему жилую площадь, в другом принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с не имением жилья. Как следует из контрольного дела по рассмотрению заявлений Тишина И.Ф., его заявления были рассмотрены и 22.12.2009 года заявителю Тишину И.Ф. направлен ответ в форме письма за подписью главы администрации МО Первомайский сельсовет ФИО5, из которого следует, что «на территории МО Первомайский сельсовет, согласно решения Совета депутатов МО Первомайский сельсовет № 63 от 04.03.2008 года, установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. По договору на передачу квартиры в собственность от 08.07.1993 года Тишину Ивану Федоровичу и ФИО4 по 1/2 доле принадлежит 3-х комнатная квартира по ... ... ... общей площадью 58,9 кв. м. Для признания Вас нуждающимся в жилом помещении, необходимо на каждого члена семьи иметь площадь жилого помещения меньше учетной нормы. Оснований для постановки Вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мы не имеем». Оценивая законность принятого решения, суд руководствуется следующим. Из материалов дела усматривается, что у Тишина И.Ф. действительно в собственности имеется 1/2 доля квартиры Номер обезличен, расположенной в доме Номер обезличен по ... в п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области, общей площадью 59 кв. м., жилой площадью 36, 1 кв. м., что подтверждается договором приватизации от 08.07.1993 года, а также выпиской из технического паспорта на часть объекта капитального строительства от 18.03.2010 года. В этой квартире он проживает с семьей, состоящей из 5-ти человек (выписка из похозяйственной книги за 2009-2010 годы). Как указывалось выше, право на бесплатное получение жилья имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, установлены ст. 51 ЖК РФ. В числе иных в данной статье предусмотрено и такое основание, как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения). Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: - нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; - план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения – проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением (п. 45 Положения). Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения). Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что заинтересованному лицу принадлежит инициатива процедуры оценки пригодности жилого помещения для проживания, которую он может реализовать путем подачи соответствующего заявления в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном п. п. 42, 45 Положения Поскольку Тишин И.Ф. не представил в администрацию МО Первомайский сельсовет заключение о непригодности имеющейся у него квартиры для проживания, приложенными к его заявлению документами нуждаемость в улучшении жилищных условий по иным основаниям, не указанным в его заявлении, не подтверждается, у администрации МО Первомайский сельсовет отсутствовали правовые основания для постановки Тишина И.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилье. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Принятое в отношении Тишина И.Ф. решение об отказе такой ссылки не содержит, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению. Кроме того, из решения Совета депутатов МО Первомайский сельсовет от 24.04.2007 года № 39 следует, что утверждено Положение о жилищной комиссии в муниципальном образовании Первомайский сельсовет. В соответствии с п. 2.2. к полномочиям комиссии относится рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и принятие решения о возможности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказе в принятии на учет. Однако, как видно из представленных материалов по разрешению заявления Тишина И.Ф., заседание жилищной комиссии в целях разрешения заявления Тишина И.Ф. не проводилось, протокол заседании жилищной комиссии отсутствует, не издавалось и индивидуального нормативно-правового акта по результатам разрешения заявления Тишина И.Ф. Вследствие указанных обстоятельств суд считает правильным признать отказ в постановке в очередь на получение социального жилья незаконным, а не решение администрации об отказе, поскольку такого решения администрацией МО Первомайский сельсовет не принималось. С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что заявление прокурора района подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, ст. ст. 51, 52, 54 ЖК РФ, суд Р Е Ш И Л: заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области, заявленное в интересах ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Тишина Ивана Федоровича, удовлетворить. Признать незаконным отказ главы администрации муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Тишину Ивану Федоровичу в постановке в очередь на получение социального жилья по причине его не соответствия требованиям ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Обязать администрацию муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области устранить допущенное при разрешении заявления Тишина И.Ф. нарушение. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья Мотивированное решение составлено 06.04.2010 года (вторник) Судья