№2-306/2010 по иску Коняевой Н.А. о назначении досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Первомайский 14 сентября 2010 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Белой В.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коняевой Н.А. к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области о включении периодов педагогической деятельности в  специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

при участии:

истца Коняевой Н.А., ее представителя Пикоренко В.Ю., действующего на основании заявления порядке ст.53 ч.6 ГПК РФ;

представителя ответчика – Аракелян Л.С., действующей на основании доверенности б/н от 09 января 2009 года,                                

                                               УСТАНОВИЛ:

         Коняева Н.А. обратилась в суд и с иском к  Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области с требованиями о включении периодов педагогической деятельности в  специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

         В обосновании иска Коняева Н.А. указала, что имеет педагогический стаж более 25 лет. 07 апреля 2010 года она обратилась в управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ». Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. Ответчик не включил в  льготный стаж периоды ее работы в качестве музыкального работника в образовательном детском учреждении, ссылаясь на то, что она не подтвердила выработку рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

         Вместе с тем, в  период ее работы, в течение длительного промежутка времени, ею выполнялась педагогическая работа с детьми с полной нагрузкой, с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, ее педагогическая трудовая деятельность была связана с работой именно с детьми, данная педагогическая деятельность была связана с повышенной интенсивностью и сложностью ведущей к утрате профессиональной трудоспособности до наступления пенсионного возраста. Поскольку документы которые могли бы подтвердить обстоятельство выполнения ею нормы рабочего времени за указанный период трудовой деятельности не сохранились, и в архив на хранение не сдавались, полагает возможным выполнить обязанность доказывания с помощью ее объяснений, показаниями свидетелей в совокупности с письменным и доказательствами приложенными к делу.

         Считает решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии незаконным, поскольку нарушает ее право на социальное обеспечение, является необоснованным и подлежащим отмене.

         В судебном заседании истец Коняева Н.А. и ее представитель Пикоренко В.Ю. исковые требования поддержали, и уточнив их просили суд при разрешении исковых требований учесть период педагогической деятельности истца по настоящее время.

         Представитель ответчика Аракелян Л.С. исковые требования не признала. Возражения представителя ответчика основаны на том, что истец не подтверждает документально выработку нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за время ее работы в должности музыкального работника с 17.11. 1984 года по 31.01.1996 года.

         Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела приходит к следующему.

         В судебном заседании установлено, что 07 апреля 2010 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее 173-ФЗ).

         Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Коняевой Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости оказано. В льготный стаж не засчитаны периоды работы истца в должности музыкального руководителя с  17.11.1984 года по 31.01.1996 года, то есть 11 лет 2 месяца 15 дней. Вместо требуемого стажа 25 лет, стаж у Коняевой Н.А. составил 15 лет 5 месяцев 20 дней.

         В ходе судебного заседания представитель ответчика, с учетом дополнительно представленных истцом доказательств, уточнила периоды работы истца, которые могут быть включены в  специальный стаж. С учетом поправок, продолжительность педагогической деятельности истца по мнению ответчика составила 20 лет 05 месяцев 17 дней. Не могут быть засчитаны в  специальный стаж периоды работы истца в должности музыкального работника с 17 ноября 1984 года по 12 февраля 1989 года( 04 года 2 месяца 26 дней), с 06 октября 1992 года по 12 октября 1992 года ( 7 дней), с 16 декабря 1993 года по 19 июня 1994 года ( 6 месяцев 4 дня), с 18 августа 1994 года по 31 января 1996 года ( 01 год 05 месяцев 14 дней), так как уточняющая справка от работодателя о выполнении нормы рабочего времени отсутствует, документы (лицевые счета, тарификации, штатные расписания) вследствие небрежного хранения не сохранились и в архив на хранение не сдавались. Подтвердить выработку рабочего времени установленной за ставку заработной платы не представляется возможным. 

         Суд считает, что на момент рассмотрения дела у истца возникло право на досрочное пенсионное обеспечение по старости. К этому выводу суд пришел исходя из следующего.

         Из трудовой книжки истца видно, что периоды ее педагогической деятельности в пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области следующие: с 01.08.1983 года по 15.11.1984 года – воспитатель ясли-сада «Сказка», с 16.11.1984 года по 31.08.1986 года -  музыкальный работник (руководитель) ясли-сада «Сказка» ( временно на время декретного отпуска основного работника), с 01.09.1986 года по 31.01.1996 года – музыкальный работник (руководитель)  ясли-сада «Сказка» ( переведена на данную должность постоянно), с 01.02.1996 года по 03.09.2003 года- воспитатель ясли-сада «Сказка», с 04.09.2003 года по настоящее время музыкальный руководитель детского сада «Золотой ключик».

         Согласно справки от 14.09.2010 года выданной МДОУ «Детский сад «Золотой ключик» Первомайского района Оренбургской области Коняева Н.А. работает с МДОУ в должности музыкального руководителя с 04.09.2003 года по настоящее время.

         Общий трудовой стаж истца на день рассмотрения дела в суде составляет 27 лет 1 месяц 13 дней.

         В соответствии с  подпунктом 19 п.1 ст.27 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

         В пункте 2 названного закона указано, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений  (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы  (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

         Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 173 –ФЗ утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1992 года № 781.

         Должность музыкального работника в дошкольном образовательном учреждении содержится в вышеупомянутом Списке.

Постановлением Минтруда РФ от 23 июня 2003 года № 39 установлено тождество наименование должности « музыкальный работник» наименованию должности  «музыкальный руководитель».

         Согласно указанных Правил ( п.5 ) периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

        

         Перечень учреждений и должностей, работа в  которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и разъяснения Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года  № 19 предусматривают включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки.

         Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР « О Государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовало.

         В то же время пунктом 3  вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О Государственных пенсиях в РСФСР», но с 01 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.

         Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в  связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР « О Государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 Настоящего постановления.

         Названным списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения ( суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени ( педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы ( должностной оклад).

         Из анализа вышеприведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что до 01 октября 1993 года нормативные акты предусматривали включение работы в качестве музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки. Поэтому при исчислении льготного стажа истца до 01 октября 1993 года требования Правил № 781, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, применению не подлежат, так как ухудшают положение истца в области пенсионного обеспечения.

         Аналогичные выводы были высказаны судебной коллегией по гражданском делам Верховного суда РФ в  Определении от 15 января 2009 года № 86-В08-30.

         Суд считает, что периоды работы истца в должности музыкального работника ( руководителя) до 01 октября 1993 года, то есть с   17 ноября 1984 года по 12 февраля 1989 года, с 06 октября 1992 года по 12 октября 1992 года ( всего 4 года 3 месяца 3 дня) должны быть включены в  льготный стаж Коняевой Н.А. без условий относительно нормы выработки, а после указанной даты, с учетом выполнения  ( суммарно по основному и по другим местам работы) нормы рабочего времени ( педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Вместе с тем, доводы ответчика о том, что истец не подтверждает выработку рабочего времени установленной за ставку заработной платы за периоды ее работы с 16.12.1993 года по 19.06.1994 года и с 18.08.1994 года по 31.01.1996 года в должности музыкального работника обоснованы.

Письменными доказательствами не подтверждается, что истец, работая в должности музыкального работника ясли-сада «Сказка»  выполняла норму рабочего времени. Представленные истцом штатное расписание и расчеты заработной платы не свидетельствуют об этом.

Доводы Коняевой Н.А. и ее представителя о том, что характер работы истца подтверждается свидетельскими показаниями, являются необоснованными.

Для подтверждения специального трудового стажа суд не может взять показания свидетелей ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6 о характере работы истца, поскольку из смысла ст. 13 173- ФЗ возможность подтверждения трудового стажа свидетельскими показаниями возможна лишь в отношении общего стажа работы  (страхового стажа), а не специального стажа.

         Согласно п.1 ст.19 173 -ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.     

 Общий трудовой стаж Коняевой Н.А. на день рассмотрения дела в суде составляет 27 лет 1 месяц 13 дней. Периоды работы, которые не могут быть включены в специальный стаж -  1 год 11 месяцев 18 дней. На 07 апреля 2010 года льготный стаж истца составлял 24 года 8 месяцев 20 дней. На день рассмотрения дела льготный стаж истца составляет 25 лет 1 месяц 20 дней

С учетом того, что Коняева Н.А. продолжает педагогическую деятельность в детском дошкольном учреждении, выполняет норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы в должности музыкального руководителя, что подтверждается уточняющей справкой работодателя от 14 сентября 2010 года, и не оспаривается ответчиком, имеет необходимый педагогический стаж, суд приходит к выводу о наличии у истца права на досрочное назначение ей пенсии по старости, которое возникло у последней с 18 июля 2010 года.

         В связи с изложенным, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию с  момента возникновения права подлежат удовлетворению.         

         Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что не имеется данных о наличии необходимого стажа педагогической деятельности Коняевой Н.А. (25 лет)  на момент обращения за назначением пенсии ( 07 апреля 2010 года), поэтому не находит оснований для признания обжалуемого решения пенсионного органа незаконным. 

 Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Исковое заявление Коняевой Н.А. удовлетворить частично.

         Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области включить в специальный трудовой стаж Коняевой Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее педагогической деятельности с   17 ноября 1984 года по 12 февраля 1989 года и  с 06 октября 1992 года по 12 октября 1992 года ( всего 4 года 3 месяца 3 дня)   в должности музыкального работника ( музыкального руководителя) в МДОУ ясли –сад «Сказка».

         Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области назначить Коняевой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в  соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18 июля 2010 года со дня возникновения права на указанную пенсию.

         Взыскать с Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области в пользу Коняевой Н.А. возврат государственной пошлины в сумме 200  (двести) рублей.

         В остальной части иска истцу отказать. 

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

         Судья

 

Решение суда в окончательной форме принято 19 сентября 2010 года

         Судья