№2-386/2010 по иску прокурора о признании незаконным бездействия и понуждении к постановке на учет



         РЕШЕНИЕ

         именем Российской Федерации

пос. Первомайский 28 октября 2010 года  

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.,

с участием и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

представителя ответчика Примасудовой Н.А.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурору Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и понуждении к постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений (ГТС),

УСТАНОВИЛ:

         Прокурор Первомайского района обратился в суд с данным иском, указывая на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в сентябре 2010 года по вопросу законности функционирования гидротехнических сооружений, расположенных на территории Первомайского района Оренбургской области, установлено, что гидротехническое сооружение Номер обезличен, расположенное на балке без названия в 9 километрах юго-восточнее п. Пятилетка Первомайского района (территория МО Сергиевский сельсовет), на балансе ни у кого не состоит, не имеет собственника или балансодержателя, тем самым является бесхозяйным.

         Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

         В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного и обязанным принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

         Считая, что со стороны администрации МО Сергиевский сельсовет имеется незаконное бездействие, выраженное в не обращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, прокурор района просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Сергиевский сельсовет и обязать ее обратиться в Бузулукский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества в виде гидротехнического сооружения.

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора района Желтякова Н.В. исковые требования уточнила, заявив аналогичные требования в отношении ГТС № 152, расположенного на балке без наименования у с. Сергиевка, и поддержала их в полном объеме.

Представитель ответчика – глава администрации МО Сергиевский сельсовет Примасудова Н.А. исковые требования не признала, пояснив суду, что фактически данного гидротехнического сооружения нет.

Выслушав стороны, мнение специалиста по земельно-имущественным отношениям муниципального учреждения администрация МО Первомайский район ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению.

Согласно п. 8 части 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 8, 24, 27 част 1 ст. 4 Устава муниципального образования Первомайский район Оренбургской области к вопросам местного значения района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со ст. ст. 3, 9 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности ГТС понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС. Собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС и др.

Как видно из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит ГТС.

В этой связи отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Сергиевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, не обращение администрации МО Сергиевский сельсовет в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ. Следовательно, у суда имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором иска.

Доказательств отсутствия данного гидротехнического сооружения на территории администрации МО Сергиевский сельсовет суду не представлено, а данное ГТС внесено в реестр ГТС, расположенных на территории МО Первомайский район.

Реальным и объективным сроком для исполнения возложенной обязанности суд считает шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

         Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

                                                         РЕШИЛ:

         исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по не обращению в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества в виде гидротехнического сооружения (плотины), расположенного на территории администрации МО Сергиевский сельсовет.

Обязать администрацию муниципального образования Сергиевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Бузулукский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, а именно гидротехнического сооружения Номер обезличен, расположенного на балке без названия у с. Сергиевка Первомайского района Оренбургской области.

         Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

                   Судья