№2-427/2010 по иску прокурора о признании незаконным бездействия



                                                     Р Е Ш Е Н И Е

          именем Российской Федерации

п. Первомайский 25 ноября 2010 года

         Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Белой В.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Номер обезличен о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения,

         при участии 

помощника прокурора Первомайского района Маслеха О.С.,

представителя ответчика: директора Номер обезличен Чернова И.А., действующего на основании Устава МУП, 

представителей третьих лиц:

от Роспотребнадзора по ... - главного специалиста – эксперта ЗТО ФИО3, 

от администрации МО Уральский сельсовет главы администрации ФИО4,

          У С Т А Н О В И Л:

         Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился с исковыми заявлениями к Номер обезличен о признании незаконным бездействия ответчика и его обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения ... ... ....

         Определением Первомайского районного суда от 25 ноября 2010 года исковые заявления объединены в одно производство

В обосновании поданных исковых требований прокурор указал следующее.

Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Номер обезличен ... ... при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения пос. ... ....

В ходе проверки установлено, что Номер обезличен осуществляет деятельность по водоснабжению населения указанных населенных пунктов. Питьевая вода добывается на водозаборных скважинах с нарушением требований природоохранного и  санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, все водозаборные скважины не имеют проекта зон санитарной охраны, ограждений и озеленений в первом поясе зоны санитарной охраны, дорожки к скважинам не имеют твердого покрытия, не разработан проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не осуществляется надлежащий лабораторный контроль при эксплуатации скважин.

Указанные нарушения требований действующего законодательства свидетельствуют об отсутствии надлежащего производственного контроля на предприятии.

         Просит суд признать незаконным бездействие Номер обезличен  по не обеспечению:  ограждения и озеленения в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин; организации зон санитарной охраны водопроводов;  разработки программы производственного контроля; оборудованию аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности;  получению санитарно-эпидемиологического заключение на использование источников водоснабжения, расположенных в ..., ..., ..., ..., ..., ... района .... Обязать ответчика в срок до 01 июля 2011 года выполнить указанные мероприятия.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Маслеха О.С. исковые требования поддержала полностью.

Представитель ответчика Чернов И.А. по существу исковых требований возражений не представил, однако иск не признал. Непризнание иска Чернов И.А. объяснил невозможностью выполнения указанных прокурором мероприятий в связи с отсутствием финансирования на эти цели.

Представители третьих лиц ФИО3, ФИО4 не возражали против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. К этому выводу суд приходит исходя из следующего.

В соответствии с  Уставом Номер обезличен является самостоятельным юридически лицом, осуществляет деятельность по добыче воды и  оказывает услуги водоснабжения питьевой водой.

В Перечне муниципального имущества переданного в аренду администрацией МО Номер обезличен в Номер обезличен  имеются водозаборные скважины расположенные в пос. ....

         В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ  (далее по тексту- 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:           выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

         Из пункта 2.2.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны ( далее- ЗСО)  источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» следует, что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.          Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

         Пункт 3.2.1.1. этих же Правил предписывает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно ст. 18 ч. 4 вышеупомянутого 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

         Согласно п.п.1.6., 1.10., 1.11., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02  «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

 Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

         Согласно ст. 19 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

         Требования к качеству питьевой воды регламентированы  санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 г., введенными в действие с 1 января 2002 года.

         В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из материалов дела следует, что указанные требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не соблюдаются.

Забор воды из указанных действующих скважин осуществляется в нарушение требований действующего законодательства.

Из акта проверки  № 17- 276-П от 26 июля 2010 года составленного главным специалистом-экспертом Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО3 следует, что была проведена плановая выездная проверка в отношении ...

В ходе проведения проверки установлено, что ... осуществляет добычу воды и распределение ее среди хозяйствующих субъектов и населения пос. .... ... ....

Установлено:

-  система водоснабжения пос. ... представлена двумя скважинами расположенными в 2000 м. от селитебной зоны и  обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 1360 человек, средняя общеобразовательной школы, детского сада, участковой больницы, пограничной заставы, 434 дворов;

- система водоснабжения пос. ... представлена одной скважиной расположенной в 100 м. от селитебной зоны и  обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 120 человек, ФАПа, 25 дворов;

- система водоснабжения пос. Ветелки представлена одной скважиной расположенной в 2000 м. от селитебной зоны и  обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 145 человек, ФАПа, начальной общеобразовательной школы, 33 дворов;

- система водоснабжения пос. ... представлена одной скважиной расположенной в 100 м. от селитебной зоны и  обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 141 человек, начальной общеобразовательной школы, ФАПа, 30 дворов;

- система водоснабжения пос. ... представлена одной скважиной расположенной в 100 м. от селитебной зоны и  обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 7 человек, 2 дворов;

- система водоснабжения пос. ... представлена одной скважиной расположенной в 200 м. от селитебной зоны и  обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 213 человек, основной общеобразовательной школы, ФАПа, 89 дворов.

Все источники водоснабжения не имеют проекта зон санитарной охраны, на всех скважинах территория первого пояса ЗСО не озеленена, не ограждена, скважины не охраняются, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, скважины не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита, при эксплуатации водопровода, проектной производительности, отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения для хозяйственно-питьевого водоснабжения. 

Подача воды потребителям осуществляется на основании договоров. Тарифы на услуги водоснабжения установлены решением Совета депутатов МО ... сельсовет

Ответственным за выявленные нарушения является ...

По результатам выявленных нарушений ...  вручено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор   № 153 от 27 июля 2010 года с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний  (отравлений) людей.

Постановлением  №  323-10-17 от 06 августа 2010 года по делу об административном правонарушении директор Номер обезличен  Чернов И.А. привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и  питьевому водоснабжению населения.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора ФИО3 подтвердил факт выявления вышеуказанных нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных Номер обезличен при эксплуатации источников водоснабжения и указал, что до настоящего времени нарушения не устранены.

         Представитель ответчика не оспаривал содержания вышеуказанного Акта проверки от 26 июля 2010 года, не отрицал того факта, что указанные в нем нарушения не устранены до настоящего времени.

         В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Ст. 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе и в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

         В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к  ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.  

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в  ... ..., в частности на территории МО ... сельсовет в пос. ... что является нарушением ст.8 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ( ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием ( ст.18 Конституции РФ).

Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством ( ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению в натуре.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает требования прокурора законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :      

         Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Номер обезличен  удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие Номер обезличен  по не обеспечению: 

- ограждения и озеленения в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин;

- организации зон санитарной охраны водопроводов;

-  разработки программы производственного контроля;

- оборудованию аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности;

-  получению санитарно-эпидемиологического заключение на использование источников водоснабжения,

          расположенных в ..., ..., ..., ..., ..., ... района ....

         Обязать Номер обезличен в срок до 01 июля 2011года выполнить следующие мероприятия по источникам водоснабжения ( водозаборным скважинам)   ..., ..., ..., ..., ..., ... района ... ( акт проверки № 17-276-П от 26 июля 2010 года ), из которых осуществляется питьевое водоснабжение указанных населенных пунктов:

1. оградить и озеленить полностью первый пояс зоны санитарной охраны водозаборных скважин;

2. разработать проекты зон санитарной охраны водопроводов;

3. оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита, при эксплуатации водопровода, проектной производительности;

4. получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения.

   Выполнение указанных мероприятий оформить соответствующим актом специалиста Роспотребнадзора.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья