Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский 01 декабря 2010 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Казимова Т.Е., при секретаре Белой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ( ООО) «Истоки» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения, при участии представителя ответчика: директора ООО «Истоки» Зубарева В.А., действующего на основании Устава общества, представителя третьего лица: от Роспотребнадзора по ... - главного специалиста – эксперта ЗТО ФИО2, У С Т А Н О В И Л: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением к ООО «Истоки» о признании незаконным бездействия ответчика и его обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения ... района .... В обосновании поданных исковых требований прокурор указал следующее. Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Истоки» ... ... при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения ... района .... В ходе проверки установлено, что ООО «Истоки» осуществляет добычу воды и распределение ее среди хозяйствующих субъектов и населения .... Питьевая вода добывается на двух водозаборных скважинах с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, водозаборные скважины не имеют проекта зон санитарной охраны, ограждений и озеленений в первом поясе зоны санитарной охраны, дорожки к скважинам не имеют твердого покрытия, не разработан проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не осуществляется надлежащий лабораторный контроль при эксплуатации скважин, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения. Указанные нарушения требований действующего законодательства свидетельствуют об отсутствии надлежащего производственного контроля на предприятии. Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Истоки» по не обеспечению: ограждения и озеленения в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин; организации зон санитарной охраны водопроводов; разработки программы производственного контроля; оборудованию аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; получению санитарно-эпидемиологического заключение на использование источников водоснабжения, расположенных в ... района .... Обязать ответчика в срок до 01 июля 2011 года выполнить указанные мероприятия. Согласно представленного письменного заявления прокурор просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика Зубарев В.А. исковые требования признал. Наличие выявленных нарушений объяснил тем, что на предприятии недостаточно денежных средств для выполнении требований действующего законодательства при осуществлении водоснабжения .... Представитель третьего лица ФИО2 не возражал против удовлетворения исковых требований. Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. К этому выводу суд приходит исходя из следующего. В соответствии с Уставом ООО «Истоки» является самостоятельным юридически лицом, осуществляет деятельность по обеспечению питьевого и хозяйственного водоснабжения в .... По Соглашению о совместной организации водоснабжения в ... от 09 июня 2006 года заключенного между администрацией МО Красновский сельсовет и ООО «Истоки» водопроводные скважины, инженерные сети существующего водопровода переданы в оперативное управление ООО «Истоки». ООО «Истоки» оказывает услуги по водоснабжению, занимается организацией работ по содержанию водопроводных сетей. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (далее по тексту- 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Пункт 3.2.1.1. этих же Правил предписывает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Согласно ст. 18 ч. 4 вышеупомянутого 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно п.п.1.6., 1.10., 1.11., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно ст. 19 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Требования к качеству питьевой воды регламентированы санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 г., введенными в действие с 1 января 2002 года. В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Из материалов дела следует, что указанные требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не соблюдаются. Забор воды из указанных действующих скважин осуществляется в нарушение требований действующего законодательства. Из актов проверки № 17- 90 от 26 апреля 2010 года и № 17-365 от 23 августа 2010 года составленных главным специалистом-экспертом ... территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО2 следует, что были проведены плановая и внеплановые выездные проверки в отношении ООО «Истоки». В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Истоки» осуществляет добычу воды и распределение ее среди хозяйствующих субъектов и населения ... района .... Установлено, что система водоснабжения ... представлена двумя скважинами расположенными в 100 метрах от селитебной зоны в пойме р. Чаган и обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 730 человек, средней общеобразовательной школы, детского сада, врачебной амбулатории, 280 дворов. Источники водоснабжения не имеют проекта зон санитарной охраны, на скважинах территория первого пояса ЗСО не озеленена, не ограждена, скважины не охраняются, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, скважины не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита, при эксплуатации водопровода, проектной производительности, отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Подача воды потребителям осуществляется на основании договоров. Тарифы на услуги водоснабжения установлены решением Совета депутатов МО ... сельсовет. Ответственным за выявленные нарушения является ООО «Истоки». По результатам выявленных нарушений ООО «Истоки» вручено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор № 59 от 27 апреля 2010 года с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей. Постановлением № 91-10-17 от 07 мая 2010 года по делу об административном правонарушении директор ООО «Истоки» Зубарев В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок вышеуказанного предписания. В судебном заседании представитель Роспотребнадзора ФИО2 подтвердил факт выявления вышеуказанных нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных ООО «Истоки» при эксплуатации источников водоснабжения и указал, что до настоящего времени нарушения не устранены. Представитель ответчика не оспаривал содержания вышеуказанных актов проверки, не отрицал того факта, что указанные в них нарушения не устранены до настоящего времени. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Ст. 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе и в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в ... ..., в частности на территории МО ... сельсовет в ..., что является нарушением ст.8 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ( ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием ( ст.18 Конституции РФ). Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством ( ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению в натуре. При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает требования прокурора законными и обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Истоки» удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Истоки» по не обеспечению: - ограждения и озеленения в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин; - организации зон санитарной охраны водопроводов; - разработки программы производственного контроля; - оборудованию аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; - получению санитарно-эпидемиологического заключение на использование источников водоснабжения, расположенных в ... района .... Обязать ООО «Истоки» срок до 01 июля 2011года выполнить следующие мероприятия по источникам водоснабжения ( водозаборным скважинам) ( акта проверки № 17- 90 от 26 апреля 2010 года и № 17-365 от 23 августа 2010 года), из которых осуществляется питьевое водоснабжение ... района ... : 1. оградить и озеленить полностью первый пояс зоны санитарной охраны водозаборных скважин; 2. разработать проекты зон санитарной охраны водопроводов; 3. оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита, при эксплуатации водопровода, проектной производительности; 4. получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения. Выполнение указанных мероприятий оформить соответствующим актом специалиста Роспотребнадзора. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд. Судья