Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п.Первомайский 08 февраля 2011 г. Первомайский район Оренбургская область Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Казимова Т.Е., при секретаре Зобниной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первомайский район, администрации муниципального образования Мирошкинский сельсовет, третьему лицу- Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о признании бездействия незаконным, при участии и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В., представителя администрации Первомайского района Оренбургской области Киреевой М.В. (доверенность № 02-01-08 / 25 от 06.12.2010 г.), представителя МО Мирошкинский сельсовет – главы администрации Слатенкова С.Ю. (действует на основании Устава МО), УСТАНОВИЛ: Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд с иском к администрации МО Первомайский район Оренбургской области о признании бездействия незаконным. В обосновании иска указано следующее. Прокуратурой Первомайского района совместно с должностными лицами Управления Россельхознадзора по Оренбургской области 11 октября 2010 года проведена проверка соблюдения законодательства при размещении, хранении запрещенных и непригодных к использованию пестицидов, подлежащих утилизации, на местности, прилегающей к населенному пункту с. Мирошкино, расположенному на территории муниципального образования Мирошкинский сельсовет Оренбургской области. В результате проверки было установлено, что на земельном участке, относящемся к категории «земли населенных пунктов», находящемся в границах населенного пункта с. Мирошкино, примерно в 10 метрах от механизированного тока, в месте, где ранее находился склад минеральных удобрений колхоза им. Ленина, являющегося в настоящее время банкротом и не осуществляющего свою деятельность, имеются фрагменты фундамента склада, а также земляная насыпь высотой 2,5-3 метра, окружностью примерно 30 метров. По периметру фундамента, внутри него, а также у указанной земляной насыпи разбросаны остатки металлических бочек- тары из под пестицидов, на земле имеются множественные очаги (пятна) вещества фиолетового, красного цвета. Химические вещества, находящиеся ранее на складе минеральных удобрений, никуда не вывозились, не утилизировались, были закопаны в ложбине недалеко от места, где ранее находился указанный склад. Согласно протоколу испытаний отобранных проб указанных очагов, в почве выявлено наличие пестицида «Гранозан 1,8-2,3 % дуст», который относится к ртутьсодержащим веществам, не включенным в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Наличие на почве указанного химического вещества свидетельствует о загрязнении почвы, что создает угрозу нанесения вреда здоровью населения, окружающей среде, а так же нарушает целый ряд основных принципов охраны окружающей среды. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прокурор указывает, что действующее законодательство устанавливает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Просит суд признать незаконной бездействие администрации МО Первомайский район Оренбургской области по непринятию мер к законной и безопасной очистке территории земельного участка, находящегося в границах населенного пункта с. Мирошкино, примерно в 110 метрах от механизированного тока, в месте, где ранее находился склад минеральных удобрений колхоза им. Ленина, от отходов, и обязать ответчика устранить выявленные нарушения федерального законодательства, путем утилизации бесхозяйных, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, проведения рекультивации указанного земельного участка. В судебном заседании 24 декабря 2010 года и.о. прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. уточнила исковые требования, которыми просит суд признать незаконными действия ответчика выразившиеся в непринятии мер к проведению мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, организации мероприятий по охране окружающей среды, не принятии мер к проведению утилизации бесхозяйных, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, захороненных на территории земельного участка, находящегося в границах населенного пункта с. Мирошкино, примерно в 110 метрах от механизированного тока, в месте, где ранее находился склад минеральных удобрений колхоза им. Ленина, проведению рекультивации земельного участка территории захоронения и обязать администрацию МО Первомайский район Первомайского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения федерального законодательства, путем принятия мер к проведению утилизации вышеназванных пестицидов, проведению рекультивации земельного участка территории захоронения в рамках предоставленных полномочий путем обращения в Правительство Оренбургской области. По ходатайству сторон, определениями Первомайского районного суда от 30 декабря 2010 года и 27 января 2011 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Мирошкинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. В судебном заседании 08 февраля 2011 года уточненные исковые требования к ответчикам и третьему лицу Желтякова Н.В. поддержала в полном объеме. Представитель администрации МО Первомайский район Киреева М.В. исковые требования не признала, возражения ответчика основаны на том, что администрации муниципального образования Первомайский район не является надлежащим ответчиком по делу. Представитель администрации МО Мирошкинский сельсовет - глава администрации Слатенков С.Ю. исковые требования признал, подтвердив, что по выявленным нарушениям муниципальное образование никаких мер не принимало. Представитель третьего лица – Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, причину неявки суду не сообщил. В представленном письменном отзыве третьего лица указано, что решение вопросов утилизации бесхозных, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, проведения рекультивации земельного участка, в компетенцию министерства не входит. Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. Согласно письма руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Маслова М.Г. от 12.10.2010 года № 03.03/4300-10 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области по факту бесхозного нахождения пестицидов на территории МО Мирошкинский сельсовет Первомайского района отобраны образцы проб почвы с источника загрязнения и направлены для исследования в ФГУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора». Согласно результатов проведенных испытаний в почве выявлено наличие пестицида «Гранозан 1,8-2,3% дуст», который относится к ртутьорганическим веществам. Данное обстоятельство подтверждается протоколом испытаний от 10 сентября 2010 года № 7156-7160. Прокуратурой района совместно со специалистами Россельхознадзора, представителем администрации МО Мирошкинский сельсовет осуществлен выход к указанному выше месту обнаружения источника загрязнения, для составления акта осмотра. Что подтверждается актом от 11 октября 2010 года, из которого следует, что на земельном участке, относящемся к категории «земли населенных пунктов», находящемся в границах населенного пункта с. Мирошкино, примерно в 10 метрах от механизированного тока, в месте, где ранее находился склад минеральных удобрений колхоза им. Ленина, являющегося в настоящее время банкротом и не осуществляющего свою деятельность, имеются фрагменты фундамента склада, а также земляная насыпь высотой 2,5-3 метра, окружностью примерно 30 метров. По периметру фундамента, внутри него, а также у указанной земляной насыпи разбросаны остатки металлических бочек- тары из под пестицидов, на земле имеются множественные очаги (пятна) вещества фиолетового, красного цвета. Межгосударственным стандартом ГОСТ 17.4.1.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения», введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 17 декабря 1983 года №6107, пестициду Гранозан присвоен 1 класс опасности. Согласно ст.4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 1 класс опасности- это чрезвычайно опасные отходы. При этом необходимо иметь в виду, что отходы 1,2,3, а при необходимости и 4 классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП ( п. 2.13. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года). В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данным законом установлено, что полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, и по их утилизации обладают органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что ответчики и третье лицо не наделены государственными полномочиями в области обращения с пестицидами и агрохимикатами. В соответствии с подпунктами 8, 23 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения поселения муниципального образования. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения ( статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). На основании ст.11 названного закона органы местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, организуют и проводят неотложные работы, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суд находит, что в нарушение указанной нормы администрацией МО Мирошкинский сельсовет не приняты меры к предотвращению и обеспечению надлежащего устранения пестицидов находящихся на указанной выше местности, то есть, не приняты меры по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, что является установленными законом обязанностями органа местного самоуправления. Так же суд находит, что администрацией МО Мирошкинский сельсовет не принято мер в рамках предоставленных полномочий для привлечения субъекта РФ к проведению утилизации вышеназванных пестицидов. Суд приходит к выводу о том, что истцом представлены достаточные доказательства наличия угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в результате нахождения на почве пестицидов, не включенных в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. И в связи с тем, что такое положение реально может причинить существенный вред здоровью населения и окружающей среде решение суда подлежит немедленному исполнению после вступления его в законную силу. Вместе с тем суд считает, что исковые требования к администрации МО Первомайский район и третьему лицу- Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области не подлежат удовлетворению. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и поскольку в силу вышеназванных законоположений предупреждение чрезвычайной ситуации в границах сельского поселения, посредством совершения действий указанных в исковом заявлении прокурором, в рассматриваемом случае относится непосредственно к вопросам местного значения поселения муниципального образования, то надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация МО Мирошкинский сельсовет. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Мирошкинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования Мирошкинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившиеся в непринятии мер в рамках предоставленных полномочий к проведению мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, организации мероприятий по охране окружающей среды, не принятии мер к проведению утилизации бесхозяйных, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, захороненных на территории земельного участка, находящегося в границах населенного пункта с. Мирошкино, примерно в 110 метрах от механизированного тока, в месте, где ранее находился склад минеральных удобрений колхоза им. Ленина, проведению рекультивации земельного участка территории захоронения. Обязать администрацию МО Мирошкинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения федерального законодательства, путем принятия мер к проведению утилизации вышеназванных пестицидов, проведению рекультивации земельного участка территории захоронения в рамках предоставленных полномочий путем обращения в Правительство Оренбургской области незамедлительно после вступления решения суда в законную силу. В стальной части иска истцу отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд. Судья Решение суда в окончательной форме принято 13 февраля 2011 года. Судья