№2-41/2011 по иску Крайнюка В.В. о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости (решение вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 20 января 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.,

с участием истца Крайнюка В.В.,

его представителя Пикоренко В.Ю.,

представителей ответчика – ГУ – Управления ПФ РФ в Первомайском районе Оренбургской области Аракелян Л.С., Абоимова И.С.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крайнюка В.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области о включении периода службы в составе Вооруженных сил СССР в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Крайнюк В.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области с изложенными выше требованиями, указав, что он имеет педагогический стаж более 25 лет.

12 ноября 2010 года он обратился с заявлением в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением начальника от 22.11.2010 года № 395 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности.

Из указанного решения следует, что на основании представленных документов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитан период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 08.11.1976 года по 31.10.1978 года (продолжительностью 1 год 11 месяцев 23 дня).

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просит суд обязать ответчика включить указанный период в специальный трудовой стаж, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением с 12 ноября 2010 года.

В судебном заседании истец Крайнюк В.В. и его представитель Пикоренко В.Ю., действующий на основании ходатайства, заявленного в соответствии со ст. 54 ГПК РФ, поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, мотивируя тем, что в оспариваемый период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым предусматривалось включение в льготный стаж для назначения досрочной пенсии периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Представители ответчика – Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области Абоимов И.С., действующий на основании доверенности от 14.12.2010 года, Аракелян Л.С., действующая по доверенности от 20.11.2011 года, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Крайнюком В.В. требований, считая, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение оспариваемого периода в специальный стаж, кроме того, на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 у него не было отработано 2/3 стажа по педагогической специальности и после увольнения со службы он не приступил к педагогической деятельности в течение 3 месяцев, как предусматривает это ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 года «О всеобщей воинской обязанности».

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Крайнюка В.В. подлежит удовлетворению.

Из решения начальника ГУ – УПФ РФ в Первомайском районе Оренбургской области от 22.11.2010 года № 395 следует, что в рамках действующего законодательства в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитан период работы продолжительностью 23 года 08 месяцев 27 дней. Не засчитаны периоды военной службы по призыву продолжительностью 1 год 11 месяцев 23 дня и повышения квалификации с отрывом от производства продолжительностью 11 дней. Не включение в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации в судебном порядке истцом не оспаривается.

Из трудовой книжки Крайнюка В.В. следует, что он в настоящее время работает мастером производственного обучения в Первомайской средней школе.

Из военного билета истца следует, что Крайнюк В.В. был призван на службу в Вооруженные Силы СССР 08 ноября 1976 года и уволен в запас 31 октября 1978 года.

Из отказного пенсионного дела Крайнюка В.В. следует, что с заявлением о назначении пенсии он обратился в ГУ – УПФР в Первомайском районе 12.11.2010 года.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Законом – подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Для определения права Крайнюка В.В. на досрочную трудовую пенсию по старости подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Данным Списком включение в льготный стаж военной службы не предусмотрено. Не было это предусмотрено и действовавшими до 01.01.2002 года нормативно-правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Однако, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, действовавшим в спорный период работы истца (до 01.10.1993 года), следует, что учителям и другим работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанная служба подлежала включению в стаж при определенных условиях. В соответствии с п. 4 Положения период работы, указанный в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Исходя из указанного, истец Крайнюк В.В. для возникновения права на досрочную пенсию должен иметь специальный стаж не менее 16 лет 8 месяцев. Ответчиком же признано, что без службы в Вооруженных Силах СССР Крайнюк В.В. имеет специальный стаж работы 23 года 08 месяцев 27 дней.

Исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в своем определении от 10.03.2005 года № 14-О, период прохождения военной службы включается лишь в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», или в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». При таких обстоятельствах период службы истца Крайнюка В.В. в составе Вооруженных Сил СССР с 08.11.1976 года по 31.10.1978 года подлежит включению в специальный стаж, поскольку период службы в армии имел место во время действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что у истца не соблюдены условия о том, что после увольнения со службы он не приступил к педагогической деятельности в течение 3 месяцев, а также о наличии не менее 2/3 стажа по педагогической специальности на день отмены Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 года, поскольку такая позиция не согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 года № 2-В08-7, в соответствии с которой периоды службы в Советской Армии, относящиеся к периодам деятельности до 01.01.2002 года, подлежат включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В соответствии с изложенным у Крайнюка В.В. возникло право на досрочное назначение пенсии по старости с момента его обращения с заявлением в ГУ – УПФР в Первомайском районе Оренбургской области с 12.11.2010 года, поскольку к этому времени его специальный стаж составлял более 25 лет.

Исковое заявление Крайнюка В.В. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная им при подаче иска, в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Крайнюка В.В. удовлетворить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области включить в стаж Крайнюка В.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 08.11.1976 года по 31.10.1978 года.

Признать за Крайнюком В.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12 ноября 2010 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области назначить Крайнюку В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 12 ноября 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области в пользу Крайнюка В.В. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Мотивированное решение суда составлено 21 января 2011 года (пятница)

Судья