№2-447/2011 по иску Мажаевой Т.П. о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 20 апреля 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Белой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мажаевой Т.П. к администрации муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> и третьему лицу нотариусу <адрес> нотариального округа <адрес> о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство,

с участием представителя истца Пикоренко В.Ю., действующего по доверенности № 11 от 28 февраля 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мажаева Т.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> сельсовет и третьему лицу нотариусу <адрес> нотариального округа о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство, и в обосновании иска указала следующее.

14 августа 2009 года умер её отец ФИО1, после смерти наследодателя осталось наследственное имущество, состоящее из земельного участка площадью 2700 кв.м. и одноэтажного жилого дома, расположенное по адресу: <адрес>.

Она фактически приняла наследство после смерти отца, так как на день смерти наследодателя совместно с ним проживала и была зарегистрирована по адресу его места жительства. В течение установленного законом срока она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, ей было выдано Свидетельство о праве на наследство по закону (на денежный вклад, компенсацию на ритуальные услуги), но связи с тем, что на наследственное имущество – жилой дом отсутствовали правоустанавливающие документы, оформить наследственные права на жилой дом, она не смогла.

После смерти отца данным домовладением, с согласия других наследников, которые отказались от наследства, распорядилась она, так как проживала и проживает в указанном доме. Приняла все меры по сохранению наследственного имущества: несет все расходы по его содержанию, ведет приусадебное хозяйство на земельном участке, оплачивает платежи по лицевым счетам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1142 Гражданского Кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Все наследники, кроме неё, по закону в установленном порядке отказались от прав на наследство. Спора по наследству нет.

Таким образом, она приняла наследство, оставленное умершим отцом.

Истец просит суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти наследодателя ФИО1, одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признать за ней право собственности на этот дом.

В судебном заседании представитель истца Пикоренко В.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – глава администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> Третьяков С.Н. в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ слушание дела проведено в его отсутствие.

Третье лицо – нотариус нотариального округа <адрес> и <адрес> ФИО13, о времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.

Выслушав представителя истца, мнение третье лица, изучив представленные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Из свидетельства о браке серии УЧ № 127595 от 06 июля 1953 года, выданного Мало-Сурметским сельсоветом <адрес>, следует, что ФИО1 и ФИО2 являлись супругами.

Из свидетельства о смерти серии 1-РЖ № 334980 от 27 февраля 1998 года, выданного администрацией муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес>, следует, что ФИО2, 22 декабря 1928 года рождения, умерла 23 февраля 1998 года.

Из свидетельства о смерти серии 1-РА № 798110 от 18 августа 2009 года, выданного администрацией муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес>, следует, что ФИО1, 20 августа 1932 года рождения, умер 14 августа 2009 года.

Родственные отношения наследодателя и истца подтверждаются: свидетельством о рождении серии 11-УЧ от 01 апреля 1970 года, выданным <адрес> сельсоветом <адрес>, из которого следует, что Мажаева Т.П. является дочерью ФИО1 и ФИО2.

Из нотариально заверенных заявлений ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 следует, что наследство после смерти наследодателя ФИО1 они не принимали, на него, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, не претендуют и оформлять свои наследственные права не желают.

Из материалов дела следует, что умершему 14 августа 2009 года ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 2700 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается Архивной выпиской из распоряжения Администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, Выпиской из приложения распоряжения Администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, Свидетельством Л-174 о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , справкой Администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о технических ошибках, Выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на объект недвижимости (земельный участок) Администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Из справки <адрес> отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 03-22-29-125 от 04.03.2011 года следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО1, арестов и запрещений не имеет.

Из материалов дела следует, что умершему 14 августа 2009 года ФИО1 на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> построенный собственными силами за счет собственных средств. Об этом свидетельствует справка № 2228 от 30 ноября 2010 года, выданная администрацией муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес>, о чем в похозяйственной книге страница 4, лицевой счет 245 дата начала 01.01.1983 года, дата окончания 31.12.1985 года, ведение книги <адрес> сельским советом народных депутатов <адрес> от 10.01.1983 года сделана первая запись.

Проведенной технической инвентаризацией установлено, что указанное домовладение является одноэтажным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, Литер А, общая площадь – 45,3 кв. метра, в том числе жилой – 30,0 кв. метра, что подтверждается справкой по ф.№1 ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» <адрес> филиал от 30.11.2010 года.

Согласно сообщения Управления Росреестра по <адрес> <адрес> отдел от 24 января 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающего ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.

О фактическом принятии истцом наследства в виде вышеуказанного недвижимого имущества свидетельствуют следующие документы.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от 17 сентября 2010 года, выданного нотариусом <адрес> нотариального округа <адрес>, следует, что Мажаева Т.П. приняла наследство, состоящее из денежного вклада, компенсации на ритуальные услуги, компенсации денежного вклада, после смерти ФИО1, умершего 14 августа 2009 года.

Из справок администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> ,2230 от 30 ноября 2010 года, следует, что истец Мажаева Т.П. проживала совместно с покойными родителями ФИО2 и ФИО1 и после их смерти продолжает проживать, и зарегистрирована по настоящее время в доме по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.д.

В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Исходя из содержания указанных статей следует, что наследник, принявший наследство в виде недвижимого имущества, переход права собственности, на которое не был зарегистрирован наследодателем в установленном порядке, становится собственником такого имущества.

Таким образом, истец Мажаева Т.П. обратившись в установленный законом срок с заявлением к нотариусу, и фактически, распорядившись наследственным имуществом в шестимесячный срок после открытия наследства, приняла наследство, оставленное ей умершим отцом.

Следовательно, вышеуказанный одноэтажный жилой <адрес> необходимо включить в наследственную массу и признать за истцом право собственности на него.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить исковое заявление Мажаевой Т.П..

Включить в наследственную массу одноэтажный жилой дом, Литер А, общей площадью 45,3 (сорок пять целых три десятых) кв.метра, в том числе жилой 30,0 (тридцать целых) кв.метра, по адресу: <адрес> <адрес>), оставшийся после смерти ФИО1, наступившей 14 августа 2009 года.

Признать за Мажаевой Т.П. право собственности на одноэтажный жилой дом, Литер А, общей площадью 45,3 (сорок пять целых три десятых) кв.метра, в том числе жилой 30,0 (тридцать целых) кв.метра, по адресу: <адрес> <адрес>).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 25 апреля 2011 года.

Судья