№2-690/2011 по иску Жидяева Ю.Е. о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода военной службы по призыву и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 14 июня 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

с участием истца Жидяева Ю.Е.,

представителя ответчика – ГУ – Управления ПФ РФ в Первомайском районе Оренбургской области Аракелян Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жидяева Ю.Е. о признании частично незаконным решения начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области от 25 марта 2011 года № 54, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода военной службы по призыву и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Жидяев Ю.Е. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области с изложенными выше требованиями, указав, что он имеет педагогический стаж 25 лет.

16 марта 2011 года он обратился с заявлением в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением начальника от 25.03.2011 года № 54 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности.

Из указанного решения следует, что на основании представленных документов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитан период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24.10.1985 года по 12.11.1987 года (продолжительностью 2 года 00 месяцев 19 дней).

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просит суд признать решение № 54 от 25 марта 2011 года в части отказа включить период военной службы по призыву в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, незаконным, обязать ответчика включить указанный период в специальный трудовой стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением с 16 марта 2011 года.

В судебном заседании истец Жидяев Ю.Е. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, мотивируя тем, что в оспариваемый период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым предусматривалось включение в льготный стаж для назначения досрочной пенсии периода службы в составе Вооруженных Сил СССР. Он к педагогической деятельности приступил после службы в армии и работает педагогом до настоящего времени.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области Аракелян Л.С., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Жидяевым Ю.Е. требований, считая, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение оспариваемого периода в специальный стаж, кроме того, на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 у него не было отработано 2/3 стажа по педагогической специальности.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Жидяева Ю.Е. подлежит удовлетворению.

Из решения начальника ГУ – УПФ РФ в Первомайском районе Оренбургской области от 25.03.2011 года № 54 следует, что в рамках действующего законодательства в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитан период работы продолжительностью 22 года 11 месяцев 14 дней. Не засчитаны периоды военной службы по призыву продолжительностью 2 года 00 месяцев 19 дней и учебных отпусков для сдачи сессии продолжительностью 1 месяц 17 дней. Не включение в специальный стаж периода учебных отпусков для сдачи сессии в судебном порядке истцом не оспаривается.

Из решения № 54 от 25.03.2011 года видно, что Жидяев Ю.Е. на момент обращения в ГУ – УПФР в Первомайском районе с заявлением работал учителем в МОУ Революционная средняя общеобразовательная школа Первомайского района Оренбургской области.

Из военного билета истца следует, что Жидяев Ю.Е. был призван на службу в Вооруженные Силы СССР 24 октября 1985 года и уволен в запас 12 ноября 1987 года.

Из отказного пенсионного дела Жидяева Ю.Е. следует, что с заявлением о назначении пенсии он обратился в ГУ – УПФР в Первомайском районе 16.03.2011 года.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Законом – подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Для определения права Жидяева Ю.Е. на досрочную трудовую пенсию по старости подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Данным Списком включение в льготный стаж военной службы не предусмотрено. Не было это предусмотрено и действовавшими до 01.01.2002 года нормативно-правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Однако, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, действовавшим в спорный период работы истца (до 01.10.1993 года), следует, что учителям и другим работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанная служба подлежала включению в стаж при определенных условиях. В соответствии с п. 4 Положения период работы, указанный в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Исходя из указанного, истец Жидяев Ю.Е. для возникновения права на досрочную пенсию должен иметь специальный стаж не менее 16 лет 8 месяцев. Ответчиком же признано, что без службы в Вооруженных Силах СССР Жидяев Ю.Е. имеет специальный стаж работы 22 года 11 месяцев 14 дней.

Исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в своем определении от 10.03.2005 года № 14-О, период прохождения военной службы включается лишь в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», или в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». При таких обстоятельствах период службы истца Жидяева Ю.Е. в составе Вооруженных Сил СССР с 24.10.1985 года по 12.11.1987 года подлежит включению в специальный стаж, поскольку период службы в армии имел место во время действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что у истца не соблюдено условие о том, что не отработано не менее 2/3 стажа по педагогической специальности на день отмены Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 года, поскольку такая позиция не согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 года № 2-В08-7, в соответствии с которой периоды службы в Советской Армии, относящиеся к периодам деятельности до 01.01.2002 года, подлежат включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В соответствии с изложенным у Жидяева Ю.Е. возникло право на досрочное назначение пенсии по старости с момента его обращения с заявлением в ГУ – УПФР в Первомайском районе Оренбургской области с 16.03.2011 года, поскольку к этому времени его специальный стаж составлял 25 лет (25 лет 00 месяцев 03 дня).

Исковое заявление Жидяева Ю.Е. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная им при подаче иска, в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Жидяева Ю.Е. удовлетворить.

Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области от 25 марта 2011 года № 54 в части не зачета периода военной службы по призыву с 24.10.1985 года по 12.11.1987 года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, незаконным.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области включить в стаж Жидяева Ю.Е., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24.10.1985 года по 12.11.1987 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области назначить Жидяеву Ю.Е. досрочную трудовую пенсию по старости с 16 марта 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области в пользу Жидяева Ю.Е. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья