№2-818/2011 по заявлению Шабалина О.В. об оспаривании действий начальника Самарской таможни об отказе в назначении ежемесячного пособия и невыплате процентной надбавки в связи с допуском к государственной тайне



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Первомайский 18 июля 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.

при секретаре Иночкиной С.П.,

с участием заявителя Шабалина О.В.,

представителей заинтересованного лица – Булгакова А.Н., Яшного Б.А., Агуенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шабалина О.В. об оспаривании действий начальника Самарской таможни об отказе в назначении ежемесячного пособия и невыплате процентной надбавки в связи с допуском к государственной тайне,

У С Т А Н О В И Л:

Шабалин О.В. обратился в суд с заявлением, в котором указывает на то, что 07 апреля 2011 года на основании приказа начальника Самарской таможни от 07.04.2011 года № 65-к он был уволен со службы в таможенных органах по п.п. 9 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» № 114-ФЗ от 21.07.1997 года – по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах.

08 июня 2011 года решением комиссии Бюро медико-социальной экспертизы № 20 г. Бузулука ему установлена инвалидность по причине заболевания, полученного в период военной службы.

Считает, что исходя из положений, указанных в ст. 50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и разделе III Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-­исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 года, он имеет право на получение пенсии по инвалидности, так как инвалидность наступила по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Одновременно с правом на получение пенсии по инвалидности, в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» он полагает, что имеет право на получение в течение пяти лет ежемесячного пособия в размере 40 процентов оклада месячного денежного содержания. За каждый год службы свыше 15 лет размер ежемесячного пособия увеличивается на три процента оклада месячного денежного содержания, так как, согласно приказу начальника Самарской таможни от 07 апреля 2011 года № 65-к его выслуга составляет 18 полных лет, то окончательный размер ежемесячного пособия должен составлять сорок девять процентов.

В связи с этим 25.04.2011 года он обратился к начальнику Самарской таможни с заявлением, в котором просил назначить ему указанную выплату, однако должностное лицо, ссылаясь на приказ Федеральной таможенной службы РФ от 31.08.2005 года № 810, отказало ему в назначении пособия, что следует из ответа от 17.05.2011 года № 01-01-22/Ш-041. В указанном приказе ФТС имеется положение о том, что «сотрудникам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет и уволенным со службы в таможенных органах. .. по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности к службе в таможенных органах, без права на пенсию, в течение пяти лет после увольнения выплачивается ежемесячное пособие».

Также начальник Самарской таможни в своем письме делает ссылку на вышеуказанный ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 года, безосновательно утверждая, что «одновременное получение пенсионного обеспечения и указанного выше ежемесячного пособия не допускается».

С письмом начальника Самарской таможни он не согласен, поскольку приказ Федеральной таможенной службы от 31.08.2005 года № 810 обладает несоизмеримо более низкой юридической силой, и ФТС РФ никак не может создавать новые правовые нормы, идущие вразрез с действующим федеральным законодательством. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, не имеет права ни дополнять такие правовые нормы, ни тем более толковать их по своему усмотрению. Кроме того, ссылку на ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 года считает неправомерной и неправильной, так как из всего текста закона нельзя сделать такого вывода. Нет там такого положения, что может выплачиваться или только пособие, или только пенсия по инвалидности. Наоборот, в данном законе имеется статья, где говорится: «Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации». Вот такое пособие и предусмотрено ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Нигде, ни в каком нормативном или нормативно-правовом акте Российской Федерации, кроме приказа Федеральной таможенной службы от 31.08.2005 года № 810, нет положений о запрете единовременной выплаты пособия и пенсии по инвалидности.

Кроме этого, 09.12.2009 года им и Самарской таможней был заключен договор № 05-02-89/0246/09 об оформлении допуска к государственной тайне (далее - Договор). В соответствии с Договором он был допущен к сведениям, составляющим государственную тайну.

Абзацем первым раздела Договора № III «Прочие условия» было предусмотрено создание необходимых условий для работы со сведениями, составляющими государственную тайну - выплата процентной надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он допущен. Выплата такой процентной надбавки предусмотрена Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 года №5485-1.

Никаких выплат с момента вступления в юридическую силу Договора и до момента его увольнения со службы в таможенных органах ему не производилось.

Поскольку невыплатой положенной ему ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ему были причинены убытки от инфляции, полагает, что такая надбавка должна быть ему выплачена, исходя из ее размеров, установленных на момент фактической выплаты.

Считая отказ начальника Самарской таможни в выплате ему ежемесячного пособия, а также невыплату процентной надбавки, предусмотренной Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485-1 и Договором № 05-02-89/0246/09 об оформлении допуска к государственной тайне - незаконными, просит суд признать действия начальника Самарской таможни об отказе в назначении ему ежемесячного пособия, предусмотренного ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» № 114-ФЗ от 21.07.1997 года, незаконными, признать за ним право на получение настоящего пособия одновременно с получением пенсии по инвалидности, возложить на начальника Самарской таможни обязанность назначить ему вышеуказанное ежемесячное пособие и выплачивать с момента его увольнения со службы в таможенных органах, то есть с 07 апреля 2011 года, в порядке и размере, установленных действующим законодательством, а также выплатить ему процентную надбавку, предусмотренную Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485-1 и договором от 09.12.2009 года № 05-02-89/0246/09 об оформлении допуска к государственной тайне за период с 29 декабря 2009 года по 7 апреля 2011 года, исходя из её размера, установленного на момент фактической выплаты.

В судебном заседании заявитель Шабалин О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители заинтересованного лица – Булгаков А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Яшной Б.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Агуенко А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признали, указывая на то, что доводы заявителя о наличии у него прав на получение двух социальных выплат являются необоснованными и противоречат нормам действующего законодательства, т.к. согласно Федерального закона от 21.07.1997 N 2114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - «Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации». А именно, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации", из которого следует, что правом на получение указанного в иске пособия наделены лица, уволенные из таможенных органов без права на пенсию. Аналогичный порядок выплаты указанного пособия установлен и Приказом ФТС России от 31.08.2005 года № 810 «Об утверждении Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а так же ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах». Доводы заявителя о незаконной невыплате ему процентной надбавки, предусмотренной Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и Договором об оформлении допуска к государственной тайне, также незаконны в связи с тем, что Шабалин О.В. фактически не имел доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, а, следовательно, у Самарской таможни не было правовых оснований для выплаты процентной надбавки к заработной плате.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Судом установлено, что заявитель проходил службу в должности заместителя начальника таможенного поста МАПП Маштаково Самарской таможни в период с 01 декабря 2008 года по 07 апреля 2011 года. Согласно денежного аттестата № 126, Шабалин О.В. имеет выслугу лет на 07 апреля 2011 года (дата увольнения со службы) 18 лет 05 месяцев 08 дней.

Согласно приказа № 65-к от 07 апреля 2011 года по Самарской таможне, заявитель был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах), с указанием, что заболевание получено в период военной службы. На дату увольнения заявителя все предусмотренные при увольнении сотрудника со службы в таможенных органах выплаты были произведены в полном объеме. Факт выплаты подтверждается денежным аттестатом № 126.

Из письма № 01-01-22/Ш-041 от 17.05.2011 года и.о. начальника Самарской таможни следует, что при увольнении Шабалиным О.В. было заявлено об оформлении документов на получение группы инвалидности для последующего оформления пенсии по линии таможенных органов.

Из справки серия МСЭ-2011 № 0904763 от 08 июня 2011 года следует, что Шабалину О.В., 17.02.1971 года рождения, 11.05.2011 года установлена третья группа инвалидности.

В судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что Шабалину О.В. назначена пенсия по инвалидности с 08.04.2011 года.

Доводы заявителя о том, что он имеет право на одновременное получение двух социальных выплат: пенсии по инвалидности, предусмотренной ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 года № 2114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и пособия в виде ежемесячной выплаты, предусмотренного ч. 3 ст. 51 данного Федерального закона от 21.07.1997 года №2114-ФЗ, противоречат нормам действующего законодательства.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2000 года разъяснено:

Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

В силу п. 3 ст. 51 этого Закона сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу от 15 до 20 лет и уволенным со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным подп.2, 5, 8 и 9 п. 2 ст. 48 данного Закона (т.е. в случае увольнения со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья), в течение пяти лет после увольнения выплачивается ежемесячное пособие в размере 40 процентов оклада месячного денежного содержания. За каждый год службы свыше 15 лет размер ежемесячного пособия увеличивается на три процента оклада месячного денежного содержания.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" на лиц, проходивших службу в таможенных органах и имеющих специальные звания, распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".

В п. 18 названного постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации предусмотрено выплачивать военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет, ежемесячное социальное пособие.

Аналогичное положение содержится и в п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ), согласно которому военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие.

Из изложенного следует, что ежемесячное пособие выплачивается сотрудникам таможенных органов только при их увольнении по указанным выше основаниям со службы в таможенных органах без права на пенсию.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов возлагается на пенсионную службу федеральной таможенной службы РФ. Выплата пенсий сотрудникам таможенных органов и выплата пособий, предусмотренных ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", осуществляется из средств федерального бюджета.

Таким образом, бывший сотрудник таможенных органов, получающий пенсию, является социально защищенным государством посредством назначения пенсии. В связи с чем, таможенный орган не выплачивает ему ежемесячное пособие в размере 40 процентов оклада месячного денежного содержания.

Довод заявителя о том, что инструкция о выплатах сотрудникам таможенных органов РФ, являющаяся приложением к приказу ФТС РФ от 31.08.2005 года № 810, и сам указанный приказ являются не законными, так как не соответствуют Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» № 114-ФЗ от 21.07.1997 года и обладают более низкой юридической силой, является ошибочным. Данный приказ и инструкция были изданы в целях реализации вышеуказанного федерального закона, соответствуют закону, так как зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 28.09.2005 года, регистрационный № 7043, являются действующими и обязательны к руководству в деятельности ФТС.

Довод заявителя о незаконной невыплате ему процентной надбавки, предусмотренной Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485-1 и договором от 09.12.2009 года № 05-02-89/0246/09 об оформлении допуска к государственной тайне за период с 29 декабря 2009 года по 7 апреля 2011 года, является необоснованным.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485 установлены понятия: доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, это есть санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну; допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Абзацем 6 ст. 21 указанного закона процентные надбавки к заработной плате лиц установлены именно за доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, то есть за ознакомление с конкретными секретными документами.

Из справки № 01-04-01/1 от 14 июля 2011 года Самарской таможни следует, что Шабалин О.В. за весь период службы в указанной должности с секретными документами не был ознакомлен. К сведениям, составляющим государственную тайну, документально подтвержденного доступа не имел. В судебном заседании Шабалин О.В. данный факт не оспаривал, пояснив, что действительно, с секретными документами он не знакомился.

Таким образом, установлено, что Шабалин О.В. фактически не имел доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, а, следовательно, у Самарской таможни не было правовых оснований для выплаты процентной надбавки к заработной плате, предусмотренной абзацем 6 ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485.

Аналогичная норма закреплена в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», а именно:

«Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях».

Следовательно, довод заявителя о наличии у него прав на получение процентной надбавки к заработной плате, предусмотренной Законом Российской Федерации «О государственной тайне», является необоснованным.

На основании вышеизложенного суд считает, что оспариваемые заявителем действия начальника Самарской таможни являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 197-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Шабалину О.В. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Мотивированное решение составлено 25 июля 2011 года

Судья