№2-799/2011 по иску Роспотребнадзора о признании противоправными действий по оказанию населению услуг по водоснабжению



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Первомайский 27 июля 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Белой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запад­ного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в ин­тересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Водолей» о признании противоправными действий по оказанию населе­нию услуг по водоснабжению,

при участии

представителя истца: Лавровой И.В. (доверенность от 11.02.2011 года),

представителя ответчика: директора ООО «Водолей» Хорликовой Л.И., действую­щей на основании Устава общества,

У С Т А Н О В И Л:

Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбург­ской области обратился с исковым заявлением к ООО «Водолей» о при­знании противоправными действий ответчика по оказанию населению услуг по во­доснабжению на территории <адрес> Оренбург­ской области, указывая, что проведена проверка исполнения обязательных требо­ваний законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, про­филактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения ООО «Водолей» Первомайского района Оренбургской области при осуществлении питьевого и хо­зяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>.

В ходе проверки установлено, что ООО «Водолей» осуществляет добычу воды и распределение ее среди хозяйствующих субъектов и населения <адрес>, осуществляет водоснабжение средней общеобразовательной школы, дошколь­ного образовательного учреждения. Питьевая вода добывается на двух водозабор­ных скважинах с нарушением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Так, водозаборные скважины не имеют проекта зон санитарной охраны, ограждений и озеленений в первом поясе зоны санитарной охраны, дорожки к скважинам не имеют твердого покрытия, не осуществляется надлежащий лабораторный контроль при эксплуатации скважин.

Указанные нарушения требований действующего законодательства свидетельствуют об отсутствии надлежащего производственного контроля на предприятии.

Просит суд признать противоправными действия ООО «Водолей» по оказанию потребителям услуг водоснабжения на территории <адрес>

<адрес> <адрес>, не соответствующими требованиям санитарных норм и правил.

В судебном заседании представитель истца Лаврова И.В. исковые требования поддержала и, уточнив их, просила суд признать незаконным бездействие ООО «Водолей» по не обеспечению: ограждения и озеленения в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин; разработки проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин; проведения производственного лабораторного контроля за качество подаваемой воды, расположенных в <адрес>, и обязать ответчика в срок до 01 апреля 2012 года оградить и озеленить полностью первый пояс зоны санитарной охраны водозаборных скважин; разработать проекты зон санитарной охраны водопроводов, а с момента вступления решения в законную силу, обеспечить постоянное проведение производственного лабораторного контроля за качеством подаваемой населению воды.

Представитель ответчика Хорликова Л.И. исковые требования истца признала.

Представитель третьего лица – администрации МО Революционный сельсовет, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежа­щим удовлетворению. К этому выводу суд приходит исходя из следующего.

В соответствии с Уставом ООО «Водолей» является самостоятельным юри­дическим лицом, осуществляет деятельность по обеспечению питьевого и хозяйст­венного водоснабжения в <адрес>.

ООО «Водолей» оказывает услуги по водоснабжению, занимается организа­цией работ по содержанию водопроводных сетей.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (да­лее по тексту- 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осу­ществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государ­ственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактиче­ские) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и ока­зываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведе­ния лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспорти­ровке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвред­ности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населе­ния;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и мето­дики контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Из пункта 2.2.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны сани­тарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения, введенных в действие постановлением Главного государст­венного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие са­нитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» следует, что водоза­боры подземных вод должны располагаться вне территории промышленных пред­приятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предпри­ятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница пер­вого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при исполь­зовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использо­вании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна нахо­диться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на террито­рии объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, раз­меры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиоло­гического надзора.

Пункт 3.2.1.1. этих же Правил предписывает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно ст. 18 ч. 4 вышеупомянутого 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их за­грязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов хими­ческих, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утвер­ждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитар­ным правилам.

Согласно п.п.1.6., 1.10., 1.11., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» органи­зации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в ко­торый включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреж­дению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно соз­дается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государ­ственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных орга­низаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ст. 19 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиа­ционном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благо­приятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйст­венно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответ­ствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Требования к качеству питьевой воды регламентированы санитарными пра­вилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизован­ных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Феде­рации 26 сентября 2001 г., введенными в действие с 1 января 2002 года.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйст­венно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязне­ния и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, при­годность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпи­демиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей пить­евого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснаб­жения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строи­тельства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйствен­ного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательст­вом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из материалов дела следует, что указанные требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не соблюдаются.

Забор воды из указанных действующих скважин осуществляется в нарушение требований действующего законодательства.

Из актов проверки № 84 от 24 августа 2007 года, № 17-104-В от 30 марта 2009 года, № 17-403 от 10 декабря 2009 года, № 17-163-В от 27 марта 2011 года составленных главным специалистом-экспертом Западного тер­риториального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области ФИО5 следует, что были проведены плановые и внеплановые выездные проверки в отношении ООО «Водолей».

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Водолей» осуществ­ляет добычу воды и распределение ее среди хозяйствующих субъектов и населения <адрес>, осуществляет водоснабжение средней общеобразовательной школы, дошкольного образователь­ного учреждения.

Установлено, что система водоснабжения <адрес> представлена двумя скважинами и обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения 507 человек, средней общеобразовательной школы, детского сада, административных зданий, столовой.

Источники водоснабжения не имеют проекта зон санитарной охраны, на скважинах территория первого пояса ЗСО не озеленена, не ограждена, скважины не охраняются, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, производст­венный контроль за качеством подаваемой населению питьевой воды ведется не в полном объеме.

Подача воды потребителям осуществляется на основании договоров.

Ответственным за выявленные нарушения является ООО «Водолей».

По результатам выявленных нарушений ООО «Водолей» вручено предпи­сание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный сани­тарно - эпидемиологический надзор, № 114 от 30.05.2011 года с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения ин­фекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) лю­дей.

Постановлением мирового судьи от 27 февраля 2010 года по делу об админист­ративном правонарушении директор ООО «Водолей» Хорликова Л.Н. привлечена к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению на­селения.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора ФИО5 подтвердил факт выявления вышеуказанных нарушений требований природоохран­ного и санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных ООО «Во­долей» при эксплуатации источников водоснабжения и указал, что до настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель ответчика не оспаривал содержания вышеуказанных актов про­верки, не отрицал того факта, что указанные в них нарушения не устранены до настоящего времени.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприят­ную окружающую среду. Ст. 41 Конституции РФ также гарантируется право каж­дого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе и в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного за­конодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возник­новению опасности для здоровья граждан.

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в Первомайском районе Оренбургской об­ласти, в частности на территории МО Революционный сельсовет в <адрес>, что является нарушением ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы че­ловека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина яв­ляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законо­дательством (ст.1 ГК РФ гражданское законодательство ос­новывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной за­щиты.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ, при этом од­ним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению в на­туре.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает требования истца законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Западного территориального отдела Управления Федераль­ной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обще­ству с ограниченной ответственностью (ООО) «Водолей» о признании противо­правными действий по оказанию населению услуг по водоснабжению, удовлетво­рить.

Признать незаконным бездействие ООО «Водолей» по не обеспечению:

ограждения и озеленения в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин; организации зон санитарной охраны водопроводов, расположенных в <адрес>, разработки про­граммы производственного контроля, качества питьевой воды подаваемых с дан­ных скважин.

Обязать ООО «Водолей» выполнить следующие мероприятия по источникам водоснабжения (акта проверки № 84 от 24 августа 2007 года, № 17-104-В от 30 марта 2009 года, № 17-403 от 10 декабря 2009 года, № 17-163-В от 27 марта 2011 года), из которых осуществляется питьевое водоснабжение <адрес> Первомайского района Оренбургской области:

в срок до 01 апреля 2012 года оградить и озеленить полностью первый пояс зоны санитарной охраны водозаборных скважин; разработать проекты зон санитар­ной охраны водопроводов;

с момента вступления решения в законную силу обеспечить постоянное прове­дение производственного лабораторного контроля, за качеством подаваемой населению питьевой воды.

Выполнение указанных мероприятий оформить соответствующим актом специалиста Роспотребнадзора.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения су­дом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Мотивированное решение составлено 01 августа 2011 года

Судья