Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский 05 октября 2011 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Казимова Т.Е., при секретаре Зобниной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (МО) Первомайский район Оренбургской области, муниципальному образовательному учреждению (МОУ) «Уральская средняя общеобразовательная школа (СОШ)» Первомайского района Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся горячим питанием, с участием помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К., представителя ответчика: МОУ «Уральская СОШ» - Зоткиной М.В., действующей на основании доверенности от 22 апреля 2011 года, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения федерального законодательства об обеспечении учащихся МОУ «Уральская СОШ» горячим питанием. Проверка показала, что в указанной школе обучающимся двухразовое горячее питание не предоставляется, чем грубо нарушены требования действующего законодательства, а также постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08. Просит суд, обязать ответчиков обеспечить учащихся названного образовательного учреждения горячим питанием в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08. В судебном заседании помощник прокурора Джуламанов Н.К. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель МОУ Зоткина М.В. исковые требования не признала. Возражения ответчика основаны на том, что в связи с проводимыми плановыми ремонтными работами в здании МОУ «Уральская СОШ» по муниципальному контракту учащиеся данной школы временно обучаются в приспособленных зданиях детского сада, школьного интерната и сельского дома культуры, в которых не представляется возможным организовать горячее питание. Администрация Первомайского района просила рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В силу ст.17 данного Федерального закона – создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств и, следовательно, обладают всеми бюджетными полномочиями получателей бюджетных средств, установленных в ст.162 БК РФ. Основное право бюджетного учреждения как получателя бюджетных средств – это право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Статьей 69.1 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений. В соответствии со ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии со ст.51 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно п.6.8 и 6.34 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» - для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. Из материалов дела следует, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Уральская средняя общеобразовательная школа» в настоящий момент осуществляется реализация общеобразовательных программ, организован учебный процесс. В данном образовательном учреждении осуществляется образовательный процесс в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования Оренбургской области и свидетельством о государственной аккредитации. Согласно Устава МОУ, его учредителем является администрация Первомайского района Оренбургской области. Имущество школы является муниципальной собственностью Первомайского района Оренбургской области и принадлежит школе на праве оперативного управления. В судебном заседании установлено, что в указанной школе, вопреки вышеназванным требованиям федерального законодательства, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, обучающимся горячее питание не предоставляется. Учитывая характер нарушения, суд считает, что его устранение, не должно ставиться в зависимость от отсутствия финансирования, либо каких-то других факторов. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области и администрацию муниципального общеобразовательного учреждения «Уральская средняя общеобразовательная школа» обеспечить учащихся двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), с интервалом между приемами пищи не более 3,5 – 4-х часов, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, со дня вступления решения суда в законную силу. Исполнение решения суда ответчикам необходимо оформить соответствующим актом, составленным с участием представителя Роспотребнадзора. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья