Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский 28 апреля 2011 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Лифаревой В.Л., при секретаре Иночкиной С.П., с участием и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В., представителя ответчика Тереховой Г.В., действующей на основании доверенности от 26.01.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Пылаевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие ответчика и о возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района обратился с исковым заявлением к администрации муниципального образования Пылаевский сельсовет о признании незаконным бездействия данной администрации и возложении на нее обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов. В обоснование исковых требований прокурор указал следующее. Прокуратурой района в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что распоряжением главы муниципального образования Пылаевский сельсовет от 31.03.2009 г. № 03-р «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов» утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. По информации муниципального образования Пылаевский сельсовет № 76 от 28.03.2011 года, с момента принятия указанного выше решения антикоррупционная экспертиза правовых актов органа местного самоуправления и их проектов не проводилась. Бездействие органа местного самоуправления - муниципального образования Пылаевский сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пылаевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, и обязать ответчика в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления и их проектов в соответствии с распоряжением главы муниципального образования Пылаевский сельсовет от 31.03.2009 года № 03-р «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов». В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. исковые требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пылаевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления поддержала, а от исковых требований об обязании ответчика обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления и их проектов отказалась в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований после предъявления иска. Определением Первомайского районного суда от 28 апреля 2011 года производство по делу в части требований прокурора об обязании ответчика обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов прекращено в связи с отказом истца от части иска и принятия его судом. Представитель ответчика Терехова Г.В. исковые требования о признании незаконным бездействие ответчика в связи с непринятием мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов не признала. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора в части признания бездействия незаконным обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции. Согласно ст. 3 указанного федерального закона, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. В силу ст. 1 Федерального закона РФ № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. На основании ст. 2 данного закона, основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: - обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; - оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; - обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Согласно ч. 3 ст. 3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Из представленных суду доказательств в виде реестров нормативных правовых актов МО Пылаевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, принятых в 2009, 2010, 2011 годах, и заключений антикоррупционной экспертизы следует, что заключения начали давать только 14 апреля 2011 года. Следовательно, период с 01 апреля 2009 года по 13 апреля 2011 года администрация в части производства антикоррупционной экспертизы бездействовала. С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что исковые требования прокурора района о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, подлежат удовлетворению, поскольку они заявлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пылаевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления муниципального образования Пылаевский сельсовет и их проектов в период с 01 апреля 2009 года по 13 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Первомайский районный суд. Судья