№2-997/2011 по иску прокурора о предоставлении вне очереди жилья (решение вступило в законную силу 01.11.11)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Первомайский 21 октября 2011 года

Первомайский район

Оренбургская область

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Зобниной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области, поданного в интересах Мухамбетовой М.С. к администрации муниципального района (далее - МО) «Первомайский район» Оренбургской области о предоставлении вне очереди жилья,

при участии

заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

представителя администрации Первомайского района Оренбургской области Кругляковой А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

истца Мухамбетовой М.С.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района в рамках защиты прав детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, проживающих на территории Первомайского района, обратился в суд с иском к администрации МО «Первомайский район» Оренбургской области в интересах Мухамбетовой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указав, что мать Мухамбетовой М.С. – ФИО4 лишена родительских прав, отца нет. Жилье за Мухамбетовой М.С. не закреплено, по достижению 18 лет не предоставлено.

Просит суд обязать администрацию МО «Первомайский район» Оренбургской области предоставить Мухамбетовой М.С. жилье вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании заместитель прокурора района Желтякова Н.В. уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Мухамбетовой М.С. жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в черте <адрес>.

Истец Мухамбетова М.С. поддержала исковые требования.

Представитель администрации МО «Первомайский район» Круглякова А.А. исковые требования об обязании ответчика предоставить истцу вне очереди жилье признала. Вопрос о предоставлении ответчику срока для предоставления жилья в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оставила на усмотрение суда. Поддержала письменный отзыв администрации района из которого следует, что специально выделенных средств ( субвенции) для этих целей в районном бюджете не достаточно, а на территории муниципального образования проживают 135 лиц такой социальной категории как Мухамбетова М.С., все они имеют равное право на дополнительные гарантии по социальной поддержке и жилье им предоставляется по мере поступления в бюджет муниципального образования субвенций.

Заслушав пояснения сторон, изучив и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом согласно положениям частей 3,4,5 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 указанного Закона дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Мухамбетова М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается паспортом 53 09 862211, выданным ОУФМС России по Оренбургской области в Первомайском районе 12.08.2009 года.

Согласно свидетельства о рождении Мухамбетовой М.С. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ее родителями записаны: отец- ФИО2, мать- ФИО3. Сведения об отце указаны со слов матери.

Из решения Большечерниговского районного суда Самарской области от 05 октября 2004 года следует, что мать ФИО1ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери.

Согласно постановления администрации МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 20.06.2011 года № 38-п и приложения к нему Мухамбетова М.С. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на очередь по категории сирота.

Таким образом, Мухамбетова М.С., имея статус лица из числа детей-сирот, не имеющей закрепленного жилья, поставлена на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в настоящее время не получила жилье и имеет право требовать предоставление жилья.

Согласно ст.1 Закона Оренбургской области «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» от 19.11.2005 года № 2706/ 470-III-ОЗ в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области- Правительством Оренбургской области.

В систему исполнительных органов государственной власти входят министерства, департаменты, главные управления, комитеты, инспекции и иные органы исполнительной власти Оренбургской области.

Статья 2 указанного Закона предусматривает, что исполнительные органы государственной власти Оренбургской области обеспечивают реализацию полномочий Правительства Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со ст.3 указанного Закона Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Положения «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2005 года №153-ук- в общие полномочия Министерства входит осуществление на территории Оренбургской области государственной политики в части предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственных жилищных сертификатов, возмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство выступает по поручению Правительства Оренбургской области в судах общей юрисдикции, арбитражном суде для защиты его интересов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Статьями 1,2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст.4 этого же Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Оренбургской области.

Органом местного самоуправления по месту проживания истца является администрация муниципального образования «Первомайский район». Следовательно обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на этот орган местного самоуправления.

Суд считает, что администрация муниципального образования «Первомайский район» обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта федерации.

Как уже отмечалось выше, в силу ч. 5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно материалов дела Мухамбетова М.С. проживает на территории администрации МО Фурмановский сельсовет, в <адрес>, поставлена на учет нуждающихся в жилье постановлением главы данного муниципального образования, следовательно, жилое помещение ей должно быть предоставлено в пределах данного населенного пункта и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

Доводы ответчика, что жилье для истца подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, в рассматриваемом случае не может быть принято во внимание, поскольку ограничивает право истца на внеочередное получение жилья.

По мнению суда, право истца на внеочередное получение жилья не должно быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного жилого помещения, поскольку такое финансирование в соответствии с положениями действующего законодательства осуществляется системно.

Требуемый прокурором срок для исполнения решения суд считает реальным, достаточным для выполнения всех процедур, направленных на заключение ответчиком с истцом договора найма муниципального жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в интересах Мухамбетовой М.С. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Мухамбетовой М.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Первомайский районный суд.

Судья