№ 2-956/2011 по иску Ряховской Л.П. к ГУ УПФ РФ в Первомайском районе о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (решение вступило в законную силу 08.11.11)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Первомайский 19 октября 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Белой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ряховской Л.П. к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

при участии:

представителя истца Тукаева Е.Н, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителей ответчика – Аракелян Л.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Целовахиной О.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Ряховская Л.П. обратилась в суд и с иском к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области с требованиями о признании решения начальника управления пенсионного фонда незаконным, включении периодов ее работы медицинской сестрой в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возобновлении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости.

В обосновании иска Ряховских Л.П. указала, что 09.07.2009 года ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». После прекращения трудовых отношений с МУЗ «Первомайская ЦРБ» она переехала на постоянное место жительство в <адрес>. По новому месту жительства, она обратилась в местное отделение УПФР. Однако в УПФР в <адрес> было отказано в приеме пенсионного дела на учет, со ссылкой на отсутствие документов подтверждающих стаж работы в должности заведующей ФАП- фельдшера (акушерки), дающие право на досрочную трудовую пенсию. Пенсионное дело было возвращено в УПФР в Первомайском районе Оренбургской области, где по данному факту была проведена документальная проверка факта работы. Было принято решение № 121 от 13.07.2011 года, согласно которому прекращена выплата досрочной трудовой пенсии по старости с 01 марта 2011 года, как назначенную без достаточных оснований (отсутствия требуемого специального стажа) в связи с предоставлением администрацией учреждения недостоверных данных о наименовании должности.

Считает, что данное решение не основано на законе и подлежит отмене. Факт выполнения ею трудовой деятельности в качестве медицинского работника со средним медицинским образованиям, с начала трудовой деятельности подтверждается, не засчитанные в специальный трудовой стаж периоды ее трудовой деятельности в льготном исчислении: 04.08.1987 г.-05.10.1992 г.; 01.11.1993-31.10.1999 г.( в том числе 24.05.1991 г.-13.10.1991 г. –отпуск по беременности и родам), должны быть засчитаны, так как выполнение данной трудовой деятельности –заведующей ФАПом, предусматривает обязательное наличие средне-специального медицинского образования (акушерка, фельдшер, медицинская сестра).

В судебном заседании представитель истца Тукаев Е.Н. исковые требования поддержал.

Представители ответчика Аракелян Л.С. и Целовахина О.И. исковые требования не признали. Возражения ответчика основаны на том, что истец не подтверждает документально отнесение должности заведующей ФАП до 01.11.1999 года к среднему медицинскому персоналу.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

При назначении пенсии до 01 ноября 1999 года, стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

Лишь при назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в с связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»).

Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Из трудовой книжки истца следует, что с 12 марта 1986 года по 02 августа 1987 года она работала дежурной медсестрой Тепловской участковой больницы, с 03 августа 1987 года переведена на должность заведующей ФАПом <адрес>, в которой работала до увольнения- 11.01.2011 года.

Из справки МУЗ «Первомайская ЦРБ» от 07.07.2009 года следует, что Ряховская за период с 1986 года по 2009 год работала в должности медсестры и заведующей ФАП- фельдшером. Факт работы истца с 2009 года до увольнения в этой же должности не оспаривался.

В судебном заседании установлено, что с 09 июля 2009 года Ряховской была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Страховой стаж на тот момент составлял 23 года 3 месяца.

По результатам дополнительной документальной проверки Управлением пенсионного фонда в Первомайском районе было принято решение № 121 от 13.07.2011 года, согласно которому Ряховской была прекращена выплата указанной пенсии с 01 марта 2011 года, как назначенную без достаточных оснований (отсутствия требуемого специального стажа) в связи с предоставлением администрацией учреждения недостоверных данных о наименовании должности.

Вместе с тем, суд считает, что данное решение не основано на законе и подлежит отмене по следующим основаниям.

Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (применяется к периодам до 01.11.1999 г.) предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Факт выполнения Ряховской трудовой деятельности в качестве медицинского работника со средним медицинским образованиям, с начала ее трудовой деятельности (12 марта 1986года), подтверждается следующими доказательствами: дипломом ЗТ-I от ДД.ММ.ГГГГ об окончании Бузулукского медицинского училища с присвоением квалификации –акушерка; приказом от ДД.ММ.ГГГГ; расчетно-платежными ведомостями ; штатными расписаниями за 1996-1998 г.г.; сертификатом А о присвоении квалификации –акушерское дело; свидетельством к диплому о прохождении квалификации; удостоверением о присвоении первой квалификационной категории по специальности –акушерское дело; трудовой книжкой АТ-IV ; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ; паспортом ФАПа; архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании свидетели ФИО6- заместитель главного врача МУЗ «Первомайская ЦРБ», ФИО9- начальник ОК МУЗ «Первомайская ЦРБ» в судебном заседании показали, что Ряховская в спорные периоды действительно работала в должности- сначала медсестры в Тепловской участковой больнице, затем заведующей ФАПом – акушеркой в <адрес>. Должность заведующей ФАПом она совмещала с должностью акушерки. Другого работника замещавшего должность акушерки в указанном ФАПе и в указанные периоды не было.

Не засчитанные в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности Ряховских : с 04.08.1987 года по 05.10.1992 года и с 01.11.1993 года по 31.10.1999 года (в том числе 24.05.1991 г.-13.10.1991 г. –отпуск по беременности и родам), должны быть засчитаны, так как выполнение данной трудовой деятельности –заведующей ФАПом, предусматривает обязательное наличие средне-специального медицинского образования (акушерка, фельдшер, медицинская сестра).

Суд соглашается с доводами истца о том, что период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком ( 14.10.1991-05.10.1992 г.) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, с исчислением в календарном (не льготном) порядке, так как до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Положения статьи 6 (часть 2), статьи 15 (часть 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

По мнению суда, неправильная формулировка в названии должности или специальности, указанная в трудовой книжке, трудовых договорах не умаляет права работника на предусмотренные законом социальные гарантии. При этом следует учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Определении от 05.11.2002 года № 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стража и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В связи с изложенным, требования истца о возложении на ответчика обязанности возобновить выплату досрочной трудовую пенсию подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ряховской Л.В. удовлетворить.

Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области от 13 июля 2011 года № 121 в части не зачета периодов: с 04.08.1987 года по 05.10.1992 года; с 01.11.1993 года по 31.10.1999 года (в том числе с 24.05.1991года по 13.10.1991 года –отпуск по беременности и родам; с 14.10.1991года по 05.10.1992 года –отпуск по уходу за ребенком 04.08.1991 г.р.); с 01.11.1999 года -09.07.2009 года –исполнения трудовых обязанностей Ряховской Л.П. в должности заведующей ФАПом и акушерки в <адрес> в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области включить в специальный трудовой стаж Ряховской Л.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды:

- с 12 марта 1986 года по 13 июля 1986 года в льготном исчислении ( 1 год = 1 год и 3 месяца) - работа в качестве медицинской сестры Тепловской участковой больницы;

- с 14 июля 1986 года по 02 августа 1987 года в календарном порядке – отпуск по уходу за ребенком;

- с 03 августа 1987 года по 13 октября 1991 года в льготном исчислении ( 1 год = 1 год и 3 месяца)- работа в качестве заведующей ФАПом - акушерки в <адрес>;

- с 14 октября 1991 года по 05 октября 1992 года в календарном порядке – отпуск по уходу за ребенком;

- с 01 ноября 1993 года по 31 октября 1999 года в льготном исчислении (1 год = 1 год и 3 месяца)- работа в качестве заведующей ФАПом- акушерки в <адрес>;

- с 01 ноября 1999 года по 11 января 2011 года в календарном порядке- работа в качестве заведующей ФАПом - акушерки в <адрес>.

Решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области от 09 июля 2009 года о назначении Ряховской Л.П. досрочной трудовой пенсии по старости оставить в силе.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области возобновить выплаты Ряховской Л.П. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента прекращения их выплаты, то есть с 01 марта 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области в пользу Ряховской Л.П. возврат государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей и расходы, понесенные в счет оплаты услуг представителя в размере 5000 ( пять тысяч) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 24 октября 2011 года.

Судья