№2-995/2011 по иску Баняева И.П. к ГУ УПФ РФ о включении периода службы в составе ВС СССР в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости (решение вступило в законную силу 8.11.11)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 21 октября 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баняева И.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области о включении периода службы в составе Вооруженных сил СССР в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

с участием истца Баняева И.П.,

его представителя Пикоренко В.Ю., действующего на основании письменного ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст.53 ч.6 ГПК РФ,

представителей ответчика: Аракелян Л.С., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Целовахиной О.И., действующей пот доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, –

УСТАНОВИЛ:

Баняев И.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области с изложенными выше требованиями, указав, что он имеет педагогический стаж более 25 лет, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

28 апреля 2011 года он обратился с заявлением в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области о назначении досрочной трудовой пенсии, однако решением начальника от 29 апреля 2009т года № 80 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности.

Из указанного решения следует, что на основании представленных документов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитан период прохождения военной службы по призыву с 04 мая 1974 года по 04 мая 1977 года(продолжительностью 3 года 00 месяцев 01 день).

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просит суд обязать ответчика включить указанный период в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы) в специальный трудовой стаж, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением с 28 апреля 2011 года.

В судебном заседании истец Баняев И.П. и его представитель Пикоренко В.Ю. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить,

Представители ответчика – Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области Аракелян Л.С. и Целовахина О.И. не признали иск, возражали против удовлетворения заявленных требований, считая, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение оспариваемых периодов в специальный стаж как в календарном, так и в льготном исчислении.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из решения начальника ГУ – УПФ РФ в Первомайском районе Оренбургской области от 29.04.2011 года № 80 следует, что в рамках действующего пенсионного законодательства в стаж Баняева И.П., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитан период работы продолжительностью 20 лет 02 месяца 00 дней. Не засчитаны периоды военной службы по призыву продолжительностью 03 года 00 месяцев 01 день.

Из трудовой книжки Баняева И.П. следует, что он в настоящее время работает учителем технологии и ОБЖ в МОУ «Малозайкинская средняя общеобразовательная школа».

Из справки начальника отдела (ВКО по Первомайскому району) от 19.11.2011 года №67 следует, что Баняев И.П. проходил действительную военную службу с 04 мая 1974 года по 04 мая 1977 года на должностях матросов и старшин.

Из обжалуемого решения следует, что с заявлением о назначении пенсии Баняев И.П. обратился в ГУ – УПФР в Первомайском районе 28.04.2011 года.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Законом – подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Для определения права ФИО7 на досрочную трудовую пенсию по старости подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Данным Списком включение в льготный стаж военной службы не предусмотрено. Не было это предусмотрено и действовавшими до 01.01.2002 года нормативно-правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Однако, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, действовавшим в спорный период работы истца (до 01.10.1993 года), следует, что учителям и другим работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанная служба подлежала включению в стаж при определенных условиях. В соответствии с п. 4 Положения период работы, указанный в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из указанного, истец Баняев И.П. для возникновения права на досрочную пенсию должен иметь специальный стаж не менее 16 лет 8 месяцев. Ответчиком же признано, что без военной службы по призыву Баняев И.П. имеет специальный стаж работы 20 лет 02 месяца.

Исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в своем определении от 10.03.2005 года № 14-О, период прохождения военной службы включается лишь в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», или в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

При таких обстоятельствах период военной службы по призыву истца Баняева И.П. с 04.05.1974 года по 04.05.1977 года подлежит включению в специальный стаж, поскольку период службы в армии имел место во время действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Вместе с тем, доводы истца о льготном порядке исчисления периода прохождения военной службы (один день военной службы за два дня работы) не основаны на законе.

Положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» на которые ссылается истец, и действовавших после прохождения им военной службы по призыву, не могут быть применены к отношениям, возникшим до введения их в действие, поскольку в силу ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Кроме того, такого механизма действия закона, о котором ведет речь истец ( обратная сила закона) прямо не было предусмотрено и названными законами.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения с заявлением о назначении пенсии и на момент принятия решения по данному делу у истца отсутствует необходимый для назначения пенсии специальный стаж, следовательно, право на назначение пенсии у Баняева И.П. не возникло.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Баняева И.П. удовлетворить частично.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области включить в специальный трудовой стаж Баняева И.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 04 мая 1974 года по 04 мая 1977 года в календарном исчислении.

В остальной части иска истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 26 октября 2011 года

Судья