Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский 28 октября 2011 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Лифаревой В.Л., при секретаре Иночкиной С.П., с участием прокурора Первомайского района Хорохорина М.Г., представителя администрации Первомайского района Оренбургской области Кругляковой А.А., истца Кулбаева А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Кулбаева А.Ш. к администрации муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области о предоставлении вне очереди жилья, У С Т А Н О В И Л: прокурор Первомайского района в рамках защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, проживающих на территории Первомайского района, обратился в суд с иском к администрации МО «Первомайский район» Оренбургской области в интересах Кулбаева А.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указав, что мать Кулбаева А.Ш. – ФИО1 умерла в 1999 году, отец ФИО2 умер в 2002 году. Жилье за Кулбаевым А.Ш. закреплено не было. По достижению 18 лет жилье Кулбаеву А.Ш. предоставлено не было. Прокурор просит суд обязать администрацию МО «Первомайский район» Оренбургской области предоставить Кулбаеву А.Ш. вне очереди жилье жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании прокурор района Хорохорин М.Г. уточнил исковые требования и просит суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Кулбаеву А.Ш. жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в границах МО <адрес> сельсовет <адрес>. Истец Кулбаев А.Ш. поддержал исковые требования. Представитель администрации МО «Первомайский район» Круглякова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу вне очереди жилья признала. Разрешение вопроса о предоставлении ответчику срока для исполнения решения в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу оставила на усмотрение суда. При этом указала, что специально выделенных средств (субвенции) для этих целей в районном бюджете не достаточно, а на территории муниципального образования проживают 135 лиц такой социальной категории как Кулбаев А.Ш., и все они имеют равное право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, то в запрашиваемый прокурором срок может не представиться возможным исполнить решение суда. Просила установить срок для исполнения решения суда в шесть месяцев. Заслушав пояснения сторон, изучив и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено, что Кулбаев А.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты> №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <адрес> сельсоветом <адрес>, где <данные изъяты> родителями записаны: мать – ФИО1, отец – ФИО2. Согласно свидетельства о смерти I-РЖ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о смерти П-ЕВ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки, выданной Первомайским филиалом Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» 30.08.2011 года следует, что согласно картотеки предприятия за Кулбаевым А.Ш. домовладения в п. Первомайский и Первомайском районе не зарегистрированы. Согласно справки администрации МО <адрес> сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 21.06.2010 года № Кулбаев А.Ш. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь по категории «сирота» 12 октября 2004 года. Таким образом, Кулбаев А.Ш., имея статус лица из числа детей-сирот, не имеющий закрепленного жилья, поставлен на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в настоящее время не получил жилье и имеет право требовать предоставления жилья, так как встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2004 году, то есть до достижения возраста 23 лет. Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» от 19.11.2005 года № 2706/ 470-III-ОЗ в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области – Правительством Оренбургской области. В систему исполнительных органов государственной власти входят министерства, департаменты, главные управления, комитеты, инспекции и иные органы исполнительной власти Оренбургской области. Статья 2 указанного Закона предусматривает, что исполнительные органы государственной власти Оренбургской области обеспечивают реализацию полномочий Правительства Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией. В соответствии со ст. 3 указанного Закона Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области. В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Положения «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2005 года №153-ук, в общие полномочия Министерства входит осуществление на территории Оренбургской области государственной политики в части предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственных жилищных сертификатов, возмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство выступает по поручению Правительства Оренбургской области в судах общей юрисдикции, арбитражном суде для защиты его интересов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 4 этого же Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Оренбургской области. Органом местного самоуправления по месту проживания истца является администрация муниципального образования «Первомайский район». Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на этот орган местного самоуправления. Из объяснений представителя ответчика в суде следует, что на цели приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в районный бюджет в 2011 году поступали субвенции из областного бюджете по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан. При таких обстоятельствах суд считает, что администрация муниципального образования «Первомайский район» обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта федерации. Как уже отмечалось выше, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно материалов дела Кулбаев А.Ш. зарегистрирован на территории <адрес> сельсовета в <адрес>, следовательно, жилое помещение ему должно быть предоставлено в пределах данного муниципального образования и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. Суждение представителя ответчика, что жилье для истца подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, в рассматриваемом случае не может быть принято во внимание, поскольку ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. По мнению суда, право истца на внеочередное получение жилья не должно быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного жилого помещения, поскольку такое финансирование в соответствии с положениями действующего законодательства осуществляется системно. Требуемый прокурором срок для исполнения решения суд считает недостаточным, однако, в силу длительного не обеспечения истца жилым помещением суд считает возможным предоставить срок для исполнения решения суда в четыре месяца, принимая во внимание и необходимость выполнения всех процедур, направленных на заключение ответчиком с истцом договора найма муниципального жилья. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в интересах Кулбаева А.Ш. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Кулбаеву А.Ш. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в границах муниципального образования <адрес> сельсовет Первомайского района Оренбургской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения через Первомайский районный суд. Судья