№2-1146/2011 по иску прокурора об обязании обеспечить учащихся горячим питанием (решение вступило в законную силу 20.12.2011 года)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Первомайский 30 ноября 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

с участием заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

представителя ответчика администрации МО Первомайский район Кругляковой А.А.,

представителя ответчика МБОУ «Курлинская СОШ» Зоткиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (МО) Первомайский район Оренбургской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению (МБОУ) «Курлинская средняя общеобразовательная школа (СОШ)» Первомайского района Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся горячим питанием,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения федерального законодательства об обеспечении учащихся МБОУ «Курлинская СОШ» горячим питанием.

Проверка показала, что в указанной школе обучающимся двухразовое горячее питание не предоставляется, чем грубо нарушены требования действующего законодательства, а так же постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08.

Просит суд обязать ответчиков обеспечить учащихся названного образовательного учреждения горячим питанием в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08.

В судебном заседании заместитель прокурора Желтякова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав на то, что необходимо учитывать отсутствие практической возможности и целесообразности в организации двухразового горячего питания. В настоящее время при организации разового горячего питания обучающимся временные интервалы соблюдаются. Кроме того, аналогичного мнения придерживаются и родители обучающихся.

Представитель ответчика МБОУ «Курлинская СОШ» Садыков И.К. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель Зоткина М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Свои возражения обосновала тем, что в связи с отсутствием финансирования не представляется возможным организовать питание учащихся в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, допросив специалиста ФИО7, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

В силу ст. 17 данного Федерального закона – создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств и, следовательно, обладают всеми бюджетными полномочиями получателей бюджетных средств, установленных в ст. 162 БК РФ. Основное право бюджетного учреждения как получателя бюджетных средств – это право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Статьей 69.1 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. п. 6.8 и 6.34 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» - для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.

Наличие указанных нарушений требований СанПиН в МБОУ «Курлинская СОШ» подтвердил главный специалист – эксперт ЗТО управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО7, допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста.

Из материалов дела следует, что в МБОУ «Курлинская СОШ» в настоящий момент осуществляется реализация общеобразовательных программ, организован учебный процесс для учеников 1-11 классов.

Согласно Устава МБОУ его учредителем является администрация Первомайского района Оренбургской области. Имущество школы является муниципальной собственностью Первомайского района Оренбургской области и принадлежит школе на праве оперативного управления.

В судебном заседании установлено, что в МБОУ «Курлинская СОШ» вопреки требованиям вышеназванного федерального законодательства, а также требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, обучающимся двухразовое горячее питание не предоставляется.

Учитывая характер нарушения, суд считает, что его устранение не должно ставиться в зависимость от отсутствия финансирования, либо каких-то других факторов.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области и администрацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курлинская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области обеспечить учащихся МБОУ «Курлинская средняя общеобразовательная школа» двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), с интервалом между приемами пищи не более 3,5 – 4-х часов, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, со дня вступления решения суда в законную силу.

Исполнение решения суда ответчикам необходимо оформить соответствующим актом, составленным с участием представителя Роспотребнадзора.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2011 года.

Судья