Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский 02 декабря 2011 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Лифаревой В.Л., при секретаре Иночкиной С.П., с участием заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В., помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К., представителя ответчика администрации МО Первомайский район Кругляковой А.А., представителей ответчика МАОУ «Володарская СОШ» - Бачуркиной Т.И., Зоткиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (МО) Первомайский район Оренбургской области, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению (МАОУ) «Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня (СОШ)» Первомайского района Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся горячим питанием, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения федерального законодательства об обеспечении учащихся МАОУ «Володарская СОШ» горячим питанием. Проверка показала, что в МАОУ «Володарская СОШ» <адрес> и в филиалах МАОУ «Володарская СОШ» - Заревской и Маевской основных общеобразовательных школах обучающимся двухразовое горячее питание за счет средств администрации МО «Первомайский район» не предоставляется (вместо этого организован сбор денежных средств с родителей учащихся на организацию двухразового горячего питания), чем грубо нарушены требования действующего законодательства, а так же постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08. Просит суд обязать ответчиков обеспечить учащихся названного образовательного учреждения горячим питанием в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08. В судебных заседаниях заместитель прокурора Желтякова Н.В. и помощник прокурора Джуламанов Н.К. исковые требования поддержали в полном объеме, уточнив, что в МАОУ «Володарская СОШ» и в филиалах - Заревской и Маевской основных общеобразовательных школах двухразовое горячее питание организовано за счет средств родителей, что нарушает требования ФЗ № 131, БК РФ и ГК РФ, просили обязать ответчиков организовать в данных школах двухразовое горячее питание за счет средств МО «Первомайский район». Представитель ответчика администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав на то, что учредитель МАОУ обязан организовать образование, однако питание учащихся не относится к образовательной услуге, в МАОУ «Володарская СОШ» питание организовано за счет средств родителей, что не запрещено законом, у муниципального образования нет обязанности кормить учащихся в полном объеме. Представители ответчика МАОУ «Володарская СОШ» Бачуркина Т.И. и Зоткина М.В., действующая по доверенности, исковые требования не признали, согласились с мнением представителя администрации МО Первомайский район. Свои возражения обосновали тем, что администрация школы деньги с родителей не собирает, родители сами платят за питание, так как 11,45 рублей не обеспечивают двухразовое горячее питание. В филиалах школы питание организовано один раз, так как учащиеся находятся в школах до 13 часов 30 минут и нет необходимости в двухразовом горячем питании. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, допросив специалиста ФИО8, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В силу ст. 17 данного Федерального закона – создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств и, следовательно, обладают всеми бюджетными полномочиями получателей бюджетных средств, установленных в ст. 162 БК РФ. Основное право бюджетного учреждения, как получателя бюджетных средств, – это право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Статьей 69.1 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно п. п. 6.8 и 6.34 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» - для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. Наличие указанных нарушений требований действующего законодательства и требований СанПиН в МАОУ «Володарская СОШ» и его филиалах – Заревской и Маевской основных общеобразовательных школах подтвердил главный специалист–эксперт ЗТО управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО8, допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста. Из материалов дела следует, что в МАОУ «Володарская СОШ» и его филиалах в настоящий момент осуществляется реализация общеобразовательных программ, организован учебный процесс для учеников 1-11 классов. Согласно Устава МАОУ его учредителем является администрация Первомайского района Оренбургской области. Имущество школы является муниципальной собственностью Первомайского района Оренбургской области и принадлежит школе на праве оперативного управления. В судебном заседании установлено, что в МАОУ «Володарская СОШ» и в филиалах – Заревской и Маевской ООШ вопреки требованиям вышеназванного федерального законодательства, а также требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, обучающимся МАОУ «Володарская СОШ» двухразовое горячее питание за счет средств «МО Первомайский района» не предоставляется, а в указанных филиалах организовано одноразовое горячее питание. Доводы представителей ответчиков о законности использования денежных средств родителей учеников для организации двухразового горячего питания суд не может признать обоснованными, т.к. в соответствии с п. 8.7. Устава МАОУ «Володарская СОШ полного дня» в состав источников формирования финансовых ресурсов Учреждения средства родителей учеников не включены. Кроме того, денежные средства родителей, сдаваемые на питание своего ребенка, в силу ст. 582 ГК РФ нельзя расценить как спонсорские средства или добровольные пожертвования граждан. В областной (муниципальной) целевых программах «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области (Первомайского района) на 2011-2013 годы», утвержденных соответственно постановлением Правительства Оренбургской области от 14.09.2010 года № 644-п и постановлением главы Первомайского района от 29.11.2010 года № 1040-п, в состав источников финансирования данных программ средства родителей учащихся не включены. Учитывая характер нарушения, суд считает, что его устранение не должно ставиться в зависимость от отсутствия финансирования, либо каких-то других факторов. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области и администрацию муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня» Первомайского района Оренбургской области обеспечить учащихся МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня» и его филиалов – Заревской и Маевской основных общеобразовательных школ двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), с интервалом между приемами пищи не более 3,5 – 4-х часов, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, за счет средств муниципального бюджета, со дня вступления решения суда в законную силу. Исполнение решения суда ответчикам необходимо оформить соответствующим актом, составленным с участием представителя Роспотребнадзора. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья Мотивированное решение составлено 08 декабря 2011 года. Судья