№2-1094/2011 по заявлению прокурора об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта РФ-Правительства Оренбургской области (решение вступило в законную силу 23.12.2011г.)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Первомайский 09 декабря 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

с участием помощника прокурора Джуламанова Н.К.,

представителя ответчика – администрации МО Первомайский район Оренбургской области Кругляковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта РФ – Правительства Оренбургской области, органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Первомайский район,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта РФ – Правительства Оренбургской области, органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Первомайский район, указывая на то, что проведенной в сентябре 2011 года прокуратурой района с привлечением ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Первомайское районное управление ветеринарии» проверкой по соблюдению ветеринарно-санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов – скотомогильников, ям Беккари – установлено, что на территории МО «Ленинский сельсовет» Первомайского района скотомогильники, расположенные северо-восточнее <адрес>, северо-восточнее <адрес>, юго-западнее <адрес>, западнее <адрес>, не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.

Так, в нарушение п.п. 5.6, 5.8 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов указанные скотомогильники имеют не сплошное деревянное ограждение, отсутствуют траншея, навес, площадка для вскрытия трупов и помещение для хранения дезсредств и инвентаря.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермических ям, расположенных на территории МО «Ленинский сельсовет», и обязать в срок до 01.06.2012 года устранить выявленные нарушения путем принятия мер к устранению бесхозяйного состояния биотермических ям, установления права собственности и приведения их обустройства в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Джуламанов Н.К. исковые требования к Правительству Оренбургской области поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Правительства Оренбургской области Белова Г.В., действующая по доверенности, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя Правительства Оренбургской области.

Представитель ответчика администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая по доверенности, исковые требования прокурора района к администрации МО Первомайский район не признала, не возражав против удовлетворения исковых требований к Правительству Оренбургской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории МО «Ленинский сельсовет» имеются четыре скотомогильника, расположенные северо-восточнее <адрес>, северо-восточнее <адрес>, юго-западнее <адрес>, западнее <адрес>, которые не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку не огорожены забором, на въездных воротах не установлены замки, отсутствуют траншея, навес, площадка для вскрытия трупов и помещение для хранения дезинфицирующих средств и инвентаря. Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей и животных.

Согласно ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированных в Минюсте РФ 5 января 1996 года № 1005, скотомогильники – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных, птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники, ямы Беккари являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Исходя из этого, правовое регулирование данного Федерального закона не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований и не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, администрация муниципального образования Первомайский район Оренбургской области не может быть надлежащим ответчиком по данному иску.

Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированных в Минюсте РФ 05 января 1996 года № 1005 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организаций государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что указанные скотомогильники бесхозяйные, на балансе администрации МО «Ленинский сельсовет» и МО Первомайский район не состоят.

Вместе с тем установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации МО «Ленинский сельсовет» или администрации МО Первомайский район, не передавались.

Следовательно, принятие мер по содержанию скотомогильников, расположенных северо-восточнее <адрес>, северо-восточнее <адрес>, юго-западнее <адрес>, западнее <адрес>, и их оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Первомайского района по существу подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений, суд считает целесообразным определить его до 01.06.2013 года.

Руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта РФ – Правительства Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермической ямы, расположенной северо-восточнее <адрес>, биотермической ямы, расположенной северо-восточнее <адрес>, биотермической ямы, расположенной юго-западнее <адрес>, биотермической ямы, расположенной западнее <адрес>.

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.06.2013 года обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный северо-восточнее <адрес>, скотомогильник (яму Беккари), расположенный северо-восточнее <адрес>, скотомогильник (яму Беккари), расположенный юго-западнее <адрес>, скотомогильник (яму Беккари), расположенный западнее <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 5.9, 5.10, 6.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильники по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 метра навес длиной 6 метров, шириной 3 метра, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Мотивированное решение составлено 12 декабря 2011 года.

Судья