Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации пос. Первомайский 12 октября 2011 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе судьи Казимова Т.Е., при секретаре Иночкиной С.П., с участием помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К., представителя ответчика Кругляковой А.А., представителя третьего лица Тукаева Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Иночкиной И.В. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Иночкиной И.В. о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2008 года по 01 июня 2011 года, указывая на то, что Иночкина И.В. с 1997 года по настоящее время является работником здравоохранения, работает в МУЗ «Первомайская ЦРБ» врачом - педиатром, проживает в сельской местности. За период с 01 января 2008 года по 01 июня 2011 года Иночкиной И.В. в счет оплаты освещения было уплачено <данные изъяты> рублей, за отопление было уплачено <данные изъяты> рублей, а в общей сложности на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено <данные изъяты> рублей. За этот же период ей была выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты> рублей. Заявляя указанные требования, прокурор обосновывает их тем, что право Иночкиной И.В. на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, как медицинского работника, работающего и проживающего в сельской местности, возникло в соответствии со ст. 63 ч. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487-1. В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признавший утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанное положение Основ признано утратившим силу. Данным же законом установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. При этом установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Данная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-п, определении Конституционного суда РФ от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, где указано, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ. Выплатой денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей нарушаются права Иночкиной И.В., поскольку размер производимой выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, в то время как органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В связи с изложенным прокурор просит взыскать с администрации МО Первомайский район за счет средств муниципального бюджета в пользу Иночкиной И.В. за период с 01 января 2008 года по 01 июня 2011 года в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением <данные изъяты> рублей, т.е. разницу между фактически понесенными расходами на оплату отопления и освещения с учетом выплаченной компенсации. В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Джуламанов Н.К., заявленные исковые требования поддержал, и уточнив их просил взыскать с ответчика в счет возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 июня 2008 года по 30 июня 2011 года. Истец Иночкина И.В. в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем свидетельствует телефонограмма. Представитель ответчика Круглякова А.А., действующая на основании доверенности от 04.07.2011 года, исковые требования не признала, в обоснование своих возражений указала, что Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ изменен механизм предоставления медицинским работникам социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органом местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами с 01 января 2005 года устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Иночкиной И.В. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего и работающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. В качестве компенсации на оплату коммунальных услуг в спорный период Иночкиной И.В. ежемесячно производилась выплата в сумме <данные изъяты> рублей, а в 2011 году – <данные изъяты> рублей. Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от 26.04.2011 года, возражал против удовлетворения иска, согласившись с мнением представителя ответчика Кругляковой А.А. Выслушав участвующих в судебном процессе лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, были закреплены в ст. 63 ч. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года. Медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года. Однако статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; - при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан. В судебном заседании установлено, что Иночкина И.В. действительно работает с 11 августа 1997 года по настоящее время в должности врача - педиатра МУЗ «Первомайская ЦРБ», что подтверждается трудовой книжкой Иночкиной И.В. (л.д. 17-18) и трудовым договором от 11.08.1997 года (л.д. 14-15). Данное обстоятельство сторонами в суде не оспаривалось. Из диплома №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Иночкина И.В. в 1993 году окончила полный курс Оренбургского государственного медицинского института по специальности педиатрия и ей присвоена квалификация врача-педиатра (л.д. 19). Из справки администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 30 мая 2011 года № следует, что Иночкина И.В. проживает по адресу: <адрес> корп. А <адрес> совместно с членами семьи: супругом ФИО6, дочерью ФИО7 Из справок об оплате за потребленную электроэнергию следует, что в период с 01 января 2008 года по 30 июня 2011 года от Иночкиной И.В. поступили платежи в общей сумме <данные изъяты> рублей (л.д.10-13); из справок по оплате отопления за период с 01 января 2008 года по 30 июня 2011 года следует, что затраты Иночкиной И.В. составили <данные изъяты> рублей (л.д.25-26). Согласно справки МУЗ «Первомайская ЦРБ» Иночкиной И.В. за указанный период выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.16). В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что во втором квартале 2011 года (апрель, май, июнь) Иночкиной И.В. МУЗ «Первомайская ЦРБ» выплачена денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 года № 1772/301-Ш-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников государственных учреждений, работающих и проживающий в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Первомайского района, наделены органы местного самоуправления. В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 114 от 22.12.2006 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности», принято решение в качестве меры социальной поддержки квалифицированным работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, в том числе и среднему медицинскому персоналу, работающим в сельской местности на территории Первомайского района, установить выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме 160 рублей. Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 43 от 25.03.2011 года указанная сумма с 01 января 2011 года увеличена до <данные изъяты> рублей. Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 1 ст. 63 Основ. Имевшийся пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Следовательно, исковые требования по существу являются законными и обоснованными. Представителем ответчика Кругляковой А.А. в судебном заседании заявлено о применении исковой давности к заявленным требованиям. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковое заявление подано в суд 07 сентября 2011 года. Исходя из изложенного, суд считает требования истца о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2008 года по 31 августа 2008 года не подлежащими удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности. Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности суду не представлено. Суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению за период с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года в размере <данные изъяты> рублей (оплата за освещение <данные изъяты> рублей + оплата за отопление <данные изъяты> рублей – компенсация по частичному возмещению расходов <данные изъяты> рублей). Указанная сумма <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с администрации МО Первомайский район Оренбургской области в пользу Иночкиной И.В. за счет средств муниципального бюджета. Руководствуясь ст. 63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1, ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Иночкиной И.В. удовлетворить частично. Взыскать с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Иночкиной И.В. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья Решение суда в окончательной форме принято 17 октября 2011 года Судья