Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области Первомайский районный суд Оренбургской области в составе судьи Тюриной Т.А. при секретаре Зобниной О.Е. с участием прокурора Первомайского района Оренбургской области Хорохорина М.Г. представителя ответчика Муниципального образования администрации Первомайского района Оренбургской области Кругляковой А.А. действующей по доверенности от 04 июля 2011 года, представителя третьего лица МУЗ «Первомайская ЦРБ» Тукаева Е.Н., действующего по доверенности от 13 сентября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Кшнякиной Л.Н. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Кшнякиной Л.Н. с иском о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 августа 2008 года по 31 октября 2011 года. Указывая в обосновании своих требований, что Кшнякина Л.Н. с 1996 года и по настоящее время является работником здравоохранения, работает в МУЗ «Первомайская ЦРБ» зубным врачом, проживает в пос. Первомайский Первомайского района, то есть в сельской местности. За период с 01 августа 2008 года по 31 августа 2011 года Кшнякиной Л.Н. в счет оплаты освещения было уплачено <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп, за отопление было уплачено <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. В общей сложности Кшнякиной Л.Н. на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. За указанный период Кшнякиной Л.Н. была выплачена ежемесячная компенсация на сумму <данные изъяты> руб. В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487 -1 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 50 ст.35 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признавший утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пункт 50 ст.35 Федерального закона № 122 – ФЗ от 22 августа 2004 года установил, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года №383-О-П, где указано, что установленное п.50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое урегулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, на основании ч. 2 ст. 63 Основ. Таким образом, исходя из изложенного, разница между фактическими расходами Кшнякиной Л.Н., на оплату освещения и отопления с учетом выплаченной компенсации составляет <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. Выплатой денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб нарушаются права Кшнякиной Л.Н., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2008 года № 383)-П органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно – коммунальной сфере. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. Прокурор просит взыскать с администрации МО Первомайский район Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Кшнякиной Л.Н. за период с 01 августа 2008 года по 31 августа 2011 года в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. В судебном заседании прокурор Первомайского района Оренбургской области Хорохорин М.Г. поддержал иск в полном объеме. Давая объяснения, изложил обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Истец Кшнякина Л.Н. о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии истца Кшнякиной Л.Н., в интересах которой прокурором подан иск. Представитель ответчика МО Первомайский район Оренбургской области Круглякова А.А., действующая по доверенности от 04 июля 2011 года, иск не признала. Возражая против иска, Круглякова А.А. заявила, что ранее право на бесплатное жилье с отоплением и освещением для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения являлось установленной федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами льготой, с 01 января 2005 года в РФ изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления, с этого момента в соответствии с ч.6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Введенный в действие с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ прямо не закрепляет жилищно – коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - а в части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Тем самым установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение натуральных льгот с 01 января 2005 года не подлежит применению ввиду того, что регламентировавшие его нормативные акты утратили свою силу. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения на основании ч.6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления устанавливаются путем ежегодного утверждения решениями о районном бюджете положения « О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных организаций, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данные документы являются муниципальными нормативно- правовыми актами, приняты в соответствии с действующим законодательством, прошли юридическую экспертизу, не были опротестованы уполномоченными на то органами. Администрация свои обязательства перед истцом полностью выполнила, поскольку Кшнякиной Л.Н. в соответствии с требованиями закона Оренбургской области № 1772/301-III-ОЗ от 12 января 2005 года и Решениями Совета депутатов Первомайский район Оренбургской области о районном бюджете, ежегодно утверждающих положение «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности» в качестве компенсации на оплату коммунальных услуг в спорный период ежемесячно производились выплаты в сумме <данные изъяты> руб., а в 2011 году -<данные изъяты> рублей (установлен решением Совета депутатов Первомайский район Оренбургской области № 43 от 25 марта 2011 года). Согласно сведений финансового отдела администрации Первомайского района за период с 2005 года по январь 2011 год субсидий на возмещение расходов по выплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджетов других уровней не поступало. После 01 января 2005 года объем финансирования льгот не уменьшен и условия предоставления не ухудшены. Представитель ответчика Круглякова А.А., просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица МУЗ «Первомайская ЦРБ» Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от 13 сентября 2011 года, возражал против удовлетворения иска, поддерживая позицию, указанную представителем ответчика Кругляковой А.А. Исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, письменные доказательства, представленные сторонами, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, были закреплены в ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года. Медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу статьи59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005г. пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года. Однако статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 г. №383-0-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Аналогичное положение содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 136-О-П. Конституционно – правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, то есть не только на постановления, но и на определения и заключения. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Кшнякина Л.Н. действительно с 29 июля 1996 года и по настоящее время работает зубным врачом, является работником здравоохранения МУЗ «Первомайская ЦРБ». Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки Кшнякиной Л.Н. ( л.д. 11), копией трудового договора от 29 июля 1996 года ( л.д. 13-14), выпиской из приказа № от 29 июля 1996 года о приеме на работу Кшнякиной Л.Н. ( л.д. 12). Из копии диплома РТ №, выданного 28 июня 1996 года ( л.д. 10), следует, что ФИО7 (изменившая фамилию на Кшнякину в связи с вступлением в брак на основании свидетельства о заключении брака 1–РЖ № л.д. 8) в 1996 году окончила полный курс Оренбургского областного медицинского колледжа по специальности «стоматология», ей присвоена квалификация зубного врача. Из справки администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 29 июня 2011 года на л.д. 7 следует, что Кшнякина Л.Н. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> совместно с членом семьи - супругом ФИО8 и детьми ФИО9 и ФИО9 Как следует из справок об оплате за потребленную электроэнергию, в период времени с 01 августа 2008 года по 31 августа 2011 года от Кшнякиной Л.Н. в счет оплаты за электроэнергию поступили платежи в общей сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп ( л.д. 17-20). Из справки по оплате отопления за период с 01 августа 2008 года по 31 августа 2011 года видно, что затраты Кшнякиной Л.Н. составили – <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп ( л.д.21-24). Согласно справки МУЗ «Первомайская ЦРБ» Кшнякиной Л.Н. выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 августа 2008 года по 31 августа 2011 года в сумме <данные изъяты> руб ( л.д.16). В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятыми Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Первомайского района наделены органы местного самоуправления. В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 114 от 22.12.2006 г., «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности », принято решение в качестве меры социальной поддержки квалифицированным работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, в том числе и среднему медицинскому персоналу, работающим в сельской местности на территории Первомайского района, установить выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме <данные изъяты> руб. Решением Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 43 от 25.03.2011 г. указанная сумма с 01 января 2011 года увеличена до <данные изъяты> рублей. Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года, медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ. Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Следовательно, исковые требования являются законными, обоснованными. Представителем ответчика Кругляковой А.А. в судебном заседании указано на пропуск срока исковой давности в части взыскания расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за периодс 01 августа 2008 года по 31 октября 2008 года. Из представленного искового заявления следует, что оно поступило в суд 17 ноября 2011 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на л.д. 2 В соответствиисо ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности… Причин уважительности пропуска срока исковой давности суду не представлено, в связи с чем суд применяет срок исковой давности в части требований за периодс 01 августа 2008 года по 31 октября 2008 года. Исходя из изложенного, суд считает требования истцао взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за периодс 01 ноября 2008 года по 31 августа 2011 года подлежащими удовлетворению в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп (оплата за освещение <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп + оплата за отопление <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп - компенсация по частичному возмещению расходов <данные изъяты> руб ). Указанная сумма <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп подлежит взысканию с администрации МО Первомайский район Оренбургской области в пользу Кшнякиной Л.Н. за счет средств муниципального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487 -1, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить частично иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Кшнякиной Л.Н. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением. Взыскать с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Кшнякиной Л.Н. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 31 августа 2011 года в сумме <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп <данные изъяты> В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области. Решение в окончательной форме принято 12 декабря 2011 года