№2-22/2012 по иску прокурора о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди (решение вступило в законную силу 21.02.2012)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 января 2012 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Зобниной О.Е.

с участием:

заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

истца Чехова И.Н.,

представителя ответчика Кругляковой А.А., действующей по доверенности от 27 декабря 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первомайского районного прокурора в интересах Чехова И.Н. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района в рамках защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, проживающих на территории Первомайского района обратился в суд иском к администрации МО Первомайский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Указывая, что Чехов И.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей - сирот, так как его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилье за Чеховым И.Н. закреплено не было. В силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение его вне очереди жилой площадью по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет от 29 июня 2010 года Чехов И.Н. поставлен на учет на получение жилья вне очереди, однако до настоящего времени жилье ему предоставлено.

Прокурор просит суд обязать администрацию МО Первомайский район Оренбургской области предоставить Чехову И.Н. вне очереди жилье жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. поддержала исковые требования, уточняя их - просила суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Чехову И.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в <адрес> Первомайского района Оренбургской области. Согласно постановления главы администрации МО <данные изъяты> сельсовет от 16 января 2012 года Чехов И.Н. снят с учета как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории <данные изъяты> сельсовета, а согласно постановления администрации МО <данные изъяты> сельсовет от 17 января 2012 года поставлен на учет как нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Истец Чехов И.Н. иск поддержал и пояснил, что собственного жилья не имеет, проживает совместно с братом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности от 27 декабря 2011 года, иск признала, не оспаривая обязанности ответчика по предоставлению истцу вне очереди жилья по договору социального найма Чехову И.Н.

Представителю ответчика Кругляковой А.А. разъяснены последствия принятия судом признания иска ответчиком, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В., истца Чехова И.Н., представителя ответчика Кругляковой А.А., исследовав письменные материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит требованиям закона не нарушает чьи – либо интересы и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силуст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Аналогичные положения закреплены в ст.1 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.

На основании ст. ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения…, а не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Аналогичное положение по предоставлению жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В суде было установлено, что Чехов И.Н. имеет статус лица, из числа детей- сирот. Мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти сер <данные изъяты> ( л.д. 8), отец истца ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти <данные изъяты> .

Судом установлено, что Чехов И.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается паспортом , выданным УФМС по Оренбургской области 07 июня 2010 года ( л.д. 5).

Из постановления главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет -п от 29 июня 2010 года следует, что Чехов И.Н. поставлен на учет и признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет (л.д.1 5).

В суде Чехов И.Н. пояснил, что в пос. ФИО4 района он был только зарегистрирован, но никогда в данном поселке не проживал. Жил в детском доме, затем служил в армии. В 2010 году он приехал в <адрес>, поступил в <данные изъяты> <адрес>», где и обучается в настоящее время. С 10 ноября 2011 года он зарегистрирован по ул. <адрес> <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой <данные изъяты> <адрес>» от 17 января 2012 года, в которой указано, что Чехов И.Н. обучается на очной форме обучения в данном училище с 01 сентября 2010 года по 30 июня 2013 года; выпиской из домовой книги по ул. <адрес> <адрес>.

Согласно постановления главы администрации МО <данные изъяты> сельсовет от 16 января 2012 года Чехов И.Н. снят с учета как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории <данные изъяты> сельсовета.

Из постановления главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет -П от 17 января 2012 года Чехов И.Н. поставлен на учет и признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации муниципального образования Первомайский район.

Согласно уведомлений от 11 ноября 2011 года, от 05 декабря 2011 года и от 16 января 2012 года Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество Чехова И.Н. отсутствуют.

Таким образом, Чехов И.Н., имея статус лица из числа детей-сирот, поставлен на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в настоящее время не получил жилье и имеет право требовать предоставление жилья.

В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-1У-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное положение распространяется и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Следовательно, жилое помещение Чехову И.Н., подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям - сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 2ст. 57 ЖКРФ также установлено, что лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с ч.3ст.57 ЖКРФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

С учетом приведенных выше требований закона Чехов И.Н. как не имеющий закрепленного жилья подлежал обеспечению жилым помещением для постоянного проживания, однако такое жилье администрацией муниципального образования Первомайский район до настоящего времени не предоставлено, чем нарушено его конституционное право на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции Российской Федерации, где регламентировано право каждого на жилище.

Из объяснений представителя ответчика в суде следует, что на цели приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в районный бюджет в 2011 году поступали субвенции из областного бюджете по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрация муниципального образования «Первомайский район» обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта федерации.

По мнению суда, право истца на внеочередное получение жилья не должно быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного жилого помещения, поскольку такое финансирование в соответствии с положениями действующего законодательства осуществляется системно.

Из материалов дела видно, что Чехов И.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в список на предоставление жилья. Поэтому суд считает, что в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу ответчик имеет реальную возможность исполнить требования федерального закона по предоставлению Чехову И.Н. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В связи с изложеннымсуд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Чехова И.Н. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 7, 38, 40 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,ст. 57 ЖКРФ,ст.ст. 45, 194-198 ГПКРФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Чехова И.Н. к администрации муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Обязать администрацию муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Чехову И.Н. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты <адрес> Первомайского района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья