Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 27 февраля 2012 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Тюриной Т.А., при секретаре Зобниной О.Е. с участием: помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К. представителя ответчика Тукаева Е.Н., действующей по доверенности № от 12 января 2012 года представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, Ряпловой Г.П., действующей по доверенности № от 12 января 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Первомайская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки – несовершеннолетних, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Первомайская центральная районная больница» (далее МБУЗ «Первомайская ЦРБ») о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки – несовершеннолетних. Указывая на то, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка по исполнению законодательства о занятости несовершеннолетних и соблюдению особенностей регулирования их труда на предприятиях и учреждениях района. Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы. В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991г. « О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Пунктом 2 ст. 11 ФЗ РФ №124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц моложе 18 лет. Под квотой согласно ст.1 Закона Оренбургской области № 1526/257-Е 03 от 02.11.2004г. «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» (далее Закон № 1526/25 7-Ш-ОЗ) понимается минимально количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (ст.2 Закона № 1526/257-Ш-ОЗ). К группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы. (ст. 3 Закона № 1526/257-11) 03). Согласно ст.6 Закона № 1526/257-Ш-ОЗ трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно и по направлениям органов службы занятости населения с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест. В соответствии со ст.5 Закона № 1526/257-Ш-ОЗ размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек четырепроцента. В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения №1-Т « Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденными Приказом Росстата № 258 от 13 октября 2008 года среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. Согласно сведений представленных МБУЗ «Первомайская ЦРБ» среднесписочная численность работников по состоянию на 26 декабря 2011 года составляет 720 человек. В нарушение положений указанной статьи МБУЗ « Первомайская ЦРБ» квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, а именно несовершеннолетних, не устанавливается, информация в ГБУ « Центр занятости населения» о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест не предоставляется. Размер квоты для МБУЗ «Первомайская ЦРБ» составляет : 720 (среднесписочная численность работников МБУЗ « Первомайская ЦРБ») х 4% = 28,8. Таким образом, минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в МБУЗ « Первомайская ЦРБ» составляет 29 человек. Учитывая изложенное, МБУЗ « Первомайская ЦРБ» нарушает права социально незащищенной категории населения, в том числе несовершеннолетних, предусмотренные Конституцией РФ, законом РФ № 1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004г. «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области». На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор просит признать незаконным бездействие руководителя МБУЗ « Первомайская ЦРБ» признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер к установлению квоты для приема на работу граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки – несовершеннолетних ; обязать руководителя МБУЗ « Первомайская ЦРБ» устранить нарушения ст. 6 Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-О3 от 02.11.2004г. « О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» путем установления квоты в размере 29 человек, исходя из среднесписочной численности работников - 720 человек для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, в том числе молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу; обязать руководителя МБУЗ « Первомайская ЦРБ» представлять в ГБУ «Центр занятости населения по Первомайскому району» сведения о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест. В судебном заседании помощник прокурора Джуламанов Н.К., уточняя исковые требования, заявил, что в МБУЗ « Первомайская ЦРБ» приказом №126 от 20 февраля 2012 года установлена квота в размере 4% от среднесписочного количества работников для трудоустройства граждан, относящихся к группам населения: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы, информация об исполнении квоты представлена за февраль 2012 года в ГБУ « Центр занятости населения». В связи с добровольным удовлетворением части иска, помощник прокурора Джуламанов Н.К. отказался от части исковых требований - обязании руководителя МБУЗ « Первомайская ЦРБ» устранить нарушения ст. 6 Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-О3 от 02.11.2004г. « О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» путем установления квоты в размере 29 человек, исходя из среднесписочной численности работников - 720 человек для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, в том числе молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу; обязании руководителя МБУЗ « Первомайская ЦРБ» представлять в ГБУ «Центр занятости населения по Первомайскому району» сведения о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест. Судом вынесено определении о прекращении производства по гражданскому делу в части указанных выше исковых требований. Помощник прокурора Джуламанов Н.К. просил суд признать незаконным бездействия МБУЗ «Первомайская ЦРБ», выразившемся в непринятии мер к установлению квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки – несовершеннолетних за период с января 2010 года по 20 февраля 2012 года. Представитель ответчика – МБУЗ « Первомайская ЦРБ» Тукаев Е.Н., действующий по доверенности № от 12 января 2012 года, признал полностью исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия МБУЗ «Первомайская ЦРБ», выразившемся в непринятии мер к установлению квоты для приема на работу граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки – несовершеннолетних за период с января 2010 года по 20 февраля 2012 года. Давая объяснения, представитель ответчика пояснил, что 20 февраля 2012 года главным врачом МБУЗ « Первомайская ЦРБ» был издан приказ во исполнение требований Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест», об установлении квоты в размере 4 % от среднесписочного количества работников для трудоустройства граждан: инвалидов, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу; выпускников профессиональных учебных заведений; женщин, имеющих малолетних детей; лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В феврале 2012 года в ГБУ « Центр занятости населения Первомайского района» поданы сведении о вакантных рабочих местах, в том числе квотируемых, фактов обращения несовершеннолетних граждан в МБУЗ « Первомайская ЦРБ» по вопросу трудоустройства не имелось. Считает, что со стороны МБУЗ « Первомайская ЦРБ» в настоящее время нет виновного бездействия и нет виновных действий, нарушающих требования Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест». В судебном заседании представитель ГБУ «Центр занятости населения Первомайского района» Ряплова Г.П., действующая по доверенности № от 18 января 2012 года, не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Ряплова Г.П. пояснила, что ответчиком МБУЗ «Первомайская ЦРБ» за период с 01 января 2010 года по 20 февраля 2012 года представлялась информация об исполнении квоты на трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите, но квота для несовершеннолетних не устанавливалась. Фактов обращений несовершеннолетних граждан в МБУЗ «Первомайская ЦРБ» по вопросу трудоустройства не имелось. Ответчиком за февраль 2012 года представлена информация об исполнении квоты и наличии вакансий в счет установленной квоты, в том числе и на несовершеннолетних. Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, исследовав материалы гражданского дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит требованиям закона, не нарушает чьих- либо прав и законных интересов, и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. Данные права закреплены в ст.37 Конституции РФ. Однако в условиях свободного развития рыночных отношений некоторые граждане, в силу причин различного характера, лишаются возможности получить доступ к труду. С целью защиты прав данных граждан и выполнения целей социального государства, законодатель в Законах определяет для них специальные правовые механизмы, позволяющие таким гражданам реализовать свое право на труд. Одним из механизмов, предусмотренных законодателем, является квотирование рабочих мест для социально незащищенных категорий граждан. Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона РФ №124 –ФЗ от 24 июля 1998 года« Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц моложе 18 лет. По ст.8 Закона РФ «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 года граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Статьей 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 года гражданам РФ гарантируются: защита от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 02.11.2004г. № 1526/253-Ш-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» (далее Закон), квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. В соответствии со ст.2 Закона, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. К числу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области относятся в том числе молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу. В силу ст. 3, 5 Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест» к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы. Суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать четырех процентов от среднесписочной численности работников. Количество инвалидов принятых на квотируемые места не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Согласно ст.6 Закона, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест. Указанные выше положения Закона предполагают императивное установление размера квоты для работодателей, однако точное количество квотируемых рабочих мест должен определить сам работодатель исходя из среднесписочной численности работников. Определение точного количества квотируемых рабочих мест работодатель производит внутренним распорядительным актом и после этого сообщает органам службы занятости о количестве мест, которые он квотирует для лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. Без точного определения количества квотируемых рабочих мест и не предоставления данных сведений в органы службы занятости, последние не могут контролировать соблюдение работодателем квоты, а также направлять граждан из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки и информировать данных граждан о наличии рабочих мест. Это создает препятствия в реализации гражданами своего права. С учетом этого, работодатель обязан внутренним распорядительным актом устанавливать точное количество квотируемых рабочих мест у себя на предприятии и ежемесячно сообщать органам службы занятости сведения о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых мест. Судом установлено, что среднесписочная численность работников на 26 декабря 2011 года в МБУЗ « Первомайская ЦРБ» составляет 720 человек. Размер квотируемых рабочих мест должен составлять 4% от 720 человек, что составляет 29 человек. Из информации об исполнении квоты за 2011 год, за январь 2012 года, а также из объяснений инспектора ГБУ «Центр занятости населения Первомайского района» установлено, что МБУЗ « Первомайская ЦРБ» квотированием рабочих мест для молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, не занималось, информацию в соответствии со ст.6 Закона не предоставляло. Ответчик так же не предоставлял информацию о наличии вакансий в счет установленной квоты для молодежи в возрасте до 18 лет. Из приказа № от 20 февраля 2012 года следует, что в МБУЗ «Первомайская ЦРБ» установлена квота в размере 4% от среднесписочного количества работников для трудоустройства граждан, относящихся к группам населения : инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы. Из информации об исполнении квоты за февраль 2012 года следует, что ответчиком в ГБУ «Центр занятости населения» представлены сведения об установлении квоты для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, наличии вакансий в счет установленной квоты, в том числе и на несовершеннолетних. Поэтому суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц. Признать незаконным бездействие МБУЗ «Первомайская центральная районная больница», выразившееся в непринятии мер к установлению квоты для приема на работу молодежи в возрасте до 18 лет за период с января 2010 года по 20 февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья Решение в окончательной форме вынесено 02 марта 2012 года Судья