№2-113/2012 по иску прокурора о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди (решение вступило в законную силу 03.05.2012)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 марта 2012 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Зобниной О.Е.

с участием: заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Желтяковой Н.В.

истца Бут В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Бут В.Г. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области в рамках защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, проживающих на территории Первомайского района обратился в суд иском к администрации муниципального образования ( МО) Первомайский район Оренбургской области. Указывая, что Бут В.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей - сирот, так как его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ. Жилье за Бут В.Г. не закреплено. В силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Бут В.Г. имеет право на обеспечение его вне очереди жилой площадью по договору социального найма, однако до настоящего времени жилье ему предоставлено.

Прокурор просит суд обязать администрацию МО Первомайский район Оренбургской области предоставить Бут В.Г. вне очереди жилье жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. поддержала исковые требования, уточняя их - просила суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Бут В.Г. жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в <адрес>.

Определением Первомайского районного суда от 15 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство Оренбургской области ( л.д. 163).

В судебном заседании истец Бут В.Г. иск поддержал и пояснил, что собственного жилья не имеет, проживает по <адрес> в доме своей бабушки ФИО11

Давая объяснения, истец Бут В.Г. указал, что в 1998 году умерла его мать ФИО2, а в 2001 году отец ФИО3

С июня 2001 года по сентябрь 2007 года он вместе с сестрой ФИО22 проживал у сначала у опекуна ФИО4 в <адрес> <адрес> <адрес>, а с сентября 2007 года до совершеннолетия у другого опекуна – ФИО5 в <адрес>. До совершеннолетия за ним и за его сестрой ФИО23 был закреплен жилой дом, который остался после смерти родителей по адресу <адрес>. В данном доме ни он, ни сестра не проживали, так как в доме отсутствовали условия для проживания. Фундамент дома треснул, поэтому стены дома начали разрушаться, оконные рамы, дверные блоки деформировались, стены стояли на подпорках, обвис потолок, отсутствовал частично пол, двери. В 2008 году состояние дома проверялось комиссией, образованной администрацией МО Советский сельсовет. По результатам комиссии была составлена смета расходов, необходимых на ремонт закрепленного за ним дома. Однако, никаких денежных средств на ремонт не выделялось, дом продолжал рушится, и в 2009 году он и сестра вынуждены были продать для сноса и строительства нового жилья по <данные изъяты> доли каждый за <данные изъяты> руб дом и земельный участок по <адрес> ФИО19 Денежные средства в сумме <данные изъяты> тыс рублей были затрачены на две операции, которые он перенес в 2009 -2010 гг.

Оформление документов по купле - продаже жилого дома и земельного участка он доверил произвести ФИО20

В 2011 году он узнал о праве на обеспечение вне очереди жилой площадью по договору социального найма, обратился с заявлением в администрацию МО Советский сельсовет, где был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, поставлен на учет.

Представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности от 04 июля 2011 года, в своем заявлении от 26 марта 2012 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск не признала. В письменном отзыве, возражая против иска, указала, что Бут В.Г. не может быть отнесен к категории граждан, имеющих право на обеспечение вне очереди жилой площадью по договору социального найма, так как за Бут В.Г. было закреплено жилое помещение. На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 16 декабря 2010 года Бут В.Г. являлся собственником <данные изъяты> доли жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по <адрес>, а также собственником <данные изъяты> доли земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. по указанному выше адресу. Согласно договора купли – продажи от 23 декабря 2010 года Бут В.Г. и сестра последнего ФИО13 продали жилой дом и земельный участок ФИО19

Представитель ответчика Круглякова А.А., считая исковые требования незаконными и необоснованными, просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в письменном отзыве от 01 марта 2012 года указал, что с наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются межбюджетные трансферы муниципальным образованиям для исполнения возложенных полномочий. Представление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.

Представитель третьего лица просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 167-168).

В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела производится в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Первомайского района, истца Бут В.Г., огласив письменные возражения представителя ответчика, письменный отзыв третьего лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силуст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Аналогичные положения закреплены в ст.1 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.

На основании ст. ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения…, а не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Аналогичное положение по предоставлению жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В суде было установлено, что Бут В.Г. имеет статус лица, из числа детей- сирот. Мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти сер <данные изъяты> ( л.д. 7), отец истца ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти <данные изъяты> ( л.д.9).

Судом установлено, что Бут В.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается паспортом , выданным УФМС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 6).

Из постановления главы администрации муниципального образования Советский сельсовет –п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бут В.Г. поставлен на учет и признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации муниципального образования Первомайский район (л.д. 5).

Согласно уведомления от 10 ноября 2011 года Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество Бут В.Г. отсутствуют.

Давая оценку доводам представителя ответчика Кругляковой А.А. о том, что за Бут В.Г. было закреплено жилое помещение, он зарегистрировал свое право собственности на жилой дом ( <данные изъяты>), продал данное жилье, что по мнению ответчика, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

Допрошенный в суде свидетель ФИО14 – глава администрации МО Советский сельсовет <адрес> пояснил, что в <адрес> за круглыми сиротами - Бут В.Г. и ФИО24 был закреплен жилой дом, однако дети до своего совершеннолетия проживали у опекунов. В 2008 году в администрации была образована комиссия, которая произвела осмотр жилого дома, закрепленного за Бут. Он ( ФИО14) так же принимал участие в данной комиссии. При осмотре было обнаружено, что жилой дом находился в аварийном состоянии – разрушены частично стены, фундамент, обрушался потолок, отсутствовали частично дверные блоки, пол, требовалась замена оконных рам. Проживание людей в таком жилом доме было невозможно без капитального ремонта, поэтому была составлена смета расходов на ремонт дома, которые составили <данные изъяты> руб. Для решения вопроса об оказании материальной помощи Бут, документы были направлены в Управление социальной защиты населения Первомайского района. Однако, материальная помощь на ремонт дома не оказывалась. Поскольку дом продолжал разрушаться, Бут В.Г. и его сестра продали дом и земельный участок ФИО19, который снес жилой дом и на земельном участке построил новый дом.

Каких- либо намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий Бут В.Г. не принималось, поэтому 21 октября 2011 года Бут В.Г. был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, о чем было вынесено постановление .

Аналогичные показания в суде дала свидетель ФИО15 - специалист администрации МО Советский сельсовет.

Свидетели ФИО16, ФИО17 также в суде подтвердили, что осенью 2008 года участвовали при осмотре жилого дома по <адрес>. Данный жилой дом был в аварийном состоянии и отсутствовали условия для проживания – дом разрушался, стены стояли на подпорках, в стенах имелись трещины, крыша протекала, потолок обвисал, пол частично в доме отсутствовал, требовалась замена оконных и дверных блоков.

Свидетель ФИО5 в суде показал, что приходится родным дядей Бут В.Г., был опекуном последнего с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ФИО6. За Бут В.Г. был закреплен жилой дом, который остался после смерти родителей ФИО21, но в данном доме дети Бут В.Г. и ФИО25 не проживали. Дом находился в аварийном состоянии, отсутствовали условия для проживания, поэтому в 2008 году он обращался в администрацию МО Советский сельсовет с вопросом об оказании материальной помощи Бут для капитального ремонта дома. Управлением социальной защиты населения Первомайского района было решено оказать материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей. Однако, данная сумма была недостаточной для ремонта, Бут отказались от этой помощи, так как согласно смете расходов для капитального ремонта требовалось примерно около <данные изъяты> рублей. Поскольку дом продолжал разрушаться, Бут В.Г. и ФИО26 решили продать земельный участок и жилой дом за <данные изъяты> рублей ФИО19, который разобрал жилой дом до основания и построил новый жилой дом. Денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей Бут В.Г. были потрачены на две операции и лечение, а также на курсы в автошколе.

Свидетель ФИО18 - специалист отдела по опеке и попечительству в суд подтвердила, что за Бут В.Г. и ФИО27 после смерти родителей в 2001 году был закреплен жилой <адрес> в <адрес>. Однако дети до совершеннолетия проживали у опекунов в <адрес> <адрес> у ФИО3, а затем у ФИО5 в <адрес>. В закрепленном жилом доме ни Бут В.Г., ни его сестра ФИО28 не проживали.

Допрошенный в суде в качестве свидетеля ФИО19 показал, что в октябре – ноябре 2009 года, точную дату не помнит, он по договоренности с Бут В.Г. и ФИО29 купил у последних земельный участок и жилой дом по <адрес> за <данные изъяты> рублей. Поскольку он знал, что жилой дом находился в аварийном состоянии, то он приобретал его для сноса и строительства на земельном участке нового дома. Проживать в жилом доме невозможно, так как фундамент дома разрушен, стены дома, крыша разрушались, имелись большие трещины, пол в нескольких комнатах отсутствовал, потолок обвис.

Он разобрал приобретенный дом у Бут В.Г., построил новый жилой дом. Так как в 2009 году у Бут не была произведена регистрация права собственности на земельный участок и жилой дом, то регистрация права и оформление договора купли – продажи была произведена в 2010 году. Фактически в документах о праве собственности Бут В.Г. на жилой дом указаны размеры и характеристики жилого дома, построенного в 2009- 2010 года им ( ФИО19 ), а не приобретенного в ноябре 2009 года у Бут В.Г. и ФИО30. Для получения ипотечного кредита ФИО19 в договоре купли – продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ была указана цена <данные изъяты> рублей.

Свидетель ФИО20 в суде дала показания, аналогичные свидетельским показаниям ФИО19 Дополняя, что при регистрации договора купли – продажи жилого дома и земельного участка действовала по доверенности от имени продавцов - Бут В.Г. и его сестры ФИО13

В суде были исследованы письменные доказательства:

- распоряжение главы администрации МО Первомайский район –р от ДД.ММ.ГГГГ о назначении опекуна ФИО4 над несовершеннолетними ФИО31 и Бут В.Г. и закреплении за несовершеннолетними жилой площади по адресу <адрес> до их совершеннолетия ;

- письмо администрации МО Советский сельсовет от 06 августа 2008 года в адрес начальника районного отдела образования со сметой расходов на ремонт жилого дома, принадлежащего круглым сиротам Бут В.Г. и ФИО32 ;

- из сметы расходов следует, что для ремонта требуется <данные изъяты> руб;

- из протокола заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и приложенного к протоколу списка на выплату материальной помощи от 02 сентября 2008 года следует, что решено выделить для ремонта дома круглой сироте ФИО33 <данные изъяты> рублей;

-из приложения к протоколу от 02 сентября 2008 года следует,, что выделенная материальная помощь ФИО34 в сумме <данные изъяты> рублей не выплачивалась ;

- из копий наследственных дел, открытых после смерти ФИО2 и ФИО3 следует, что наследниками после смерти последних являются ФИО13 и Бут В.Г., последним выданы свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ;

- из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бут В.Г. является собственником <данные изъяты> доли жилого дома по адресу <адрес> ;

- из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бут В.Г. является собственником <данные изъяты> доли земельного участка по <адрес>.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий этой нормы следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.

Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 258-О-О от 19 апреля 2007 года, в котором указано, что по смыслу этой нормы закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Аналогичная позиция просматривается и в Определении Верховного Суда РФ № 6н-424/08 от 19 февраля 2009 года, в котором указано, что при таких обстоятельствах суду следует выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно.

Из фактически установленных по делу обстоятельств следует, что в закрепленном в 2001 году за Бут В.Г. жилом помещении по <адрес> не было условий для проживания, жилой дом разрушался, в доме требовался капитальный ремонт, на производство которого необходимо было затратить значительные денежные средства. Бут В.Г., имея статус лица из числа детей- сирот самостоятельно не имел возможности привести состояние дома в пригодное для проживания, поэтому продал принадлежащую ему <данные изъяты> жилого дома. Получив <данные изъяты> рублей, не скрывая этот факт и используя деньги на лечение.

Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии умысла Бут В.Г.на совершение действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью быть принятым на жилищный учет. Обращение Бут В.Г. в октябре 2011 года с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, то есть спустя два года после продажи закрепленного за ним жилья ( <данные изъяты>), также подтверждает, что со стороны Бут В.Г. не было каких- либо умышленных действий к искусственному ухудшению жилищных условий.

Постановление главы администрации муниципального образования Советский сельсовет –п от 21 октября 2011 года о поставке Бут В.Г. на учет и признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма не оспаривалось, действует, не отменено.

Таким образом, Бут В.Г., имея статус лица из числа детей-сирот, поставлен на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в настоящее время не получил жилье и имеет право требовать предоставление жилья.

В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-1У-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное положение распространяется и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Следовательно, жилое помещение Бут В.Г., подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям - сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 2ст. 57 ЖКРФ также установлено, что лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с ч.3ст.57 ЖКРФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

С учетом приведенных выше требований закона Бут В.Г. подлежал обеспечению жилым помещением для постоянного проживания, однако такое жилье администрацией муниципального образования Первомайский район до настоящего времени не предоставлено, чем нарушено его конституционное право на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрация муниципального образования Первомайский район обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта федерации.

Право истца на внеочередное получение жилья не должно быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного жилого помещения, поскольку такое финансирование в соответствии с положениями действующего законодательства осуществляется системно.

В связи с изложеннымсуд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Бут В.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 7, 38, 40 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,ст. 57 ЖКРФ,ст.ст. 45, 194-198 ГПКРФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Бут В.Г. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Обязать администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Бут В.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Решение в окончательной форме принято 30 марта 2012 года

Судья