2-82/2012 по иску прокурора к администрации района о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением (решение вступило в законную силу 27.03.2012 г.)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Зобниной О.Е.,

с участием заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Желтяковой Н.В.,

представителя ответчика Муниципального образования администрации Первомайского района Оренбургской области Кругляковой А.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица МБУЗ «Первомайская ЦРБ» Тукаева Е.Н., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Тюлюгеневой Л.Ж. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Тюлюгеневой Л.Ж. с иском о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года. Указывая в обосновании своих требований, что Тюлюгенева Л.Ж. с 1984 года и по настоящее время является работником здравоохранения, работает в МУЗ «Первомайская ЦРБ», ФАП <адрес> фельдшером, проживает в <адрес>, то есть в сельской местности.

За период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года Тюлюгеневой Л.Ж. в счет оплаты освещения было уплачено <данные изъяты> коп, за отопление было уплачено <данные изъяты> коп. В общей сложности Тюлюгеневой Л.Ж. на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено <данные изъяты> коп. За указанный период Тюлюгеневой Л.Ж. была выплачена ежемесячная компенсация на сумму <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487 -1 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 50 ст.35 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признавший утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Пункт 50 ст.35 Федерального закона № 122 – ФЗ от 22 августа 2004 года установил, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года №383-О-П, где указано, что установленное п.50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое урегулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, на основании ч. 2 ст. 63 Основ.

Таким образом, исходя из изложенного, разница между фактическими расходами Тюлюгеневой Л.Ж. на оплату освещения и отопления с учетом выплаченной компенсации составляет <данные изъяты> коп.

Выплатой денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб нарушаются права Тюлюгеневой Л.Ж., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2008 года № 383)-П органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно – коммунальной сфере.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Прокурор просит взыскать с администрации МО Первомайский район Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Тюлюгеневой Л.Ж. за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты> коп.

В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Оренбургской области Желтякова Н.В. поддержала иск в полном объеме, уточняя исковые требования - просила об уменьшении размера иска, так как согласно справки МБУЗ «Первомайская ЦРБ» Тюлюгеневой Л.Ж. выплачена компенсация по коммунальным услугам за 2011 год в сумме <данные изъяты> рублей, соответственно размер выплаченной компенсации за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года составил ни <данные изъяты> руб

Истец Тюлюгенева Л.Ж. о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии истца Тюлюгеневой Л.Ж., в интересах которой прокурором подан иск.

Представитель ответчика МО Первомайский район Оренбургской области Круглякова А.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала.

Возражая против иска, Круглякова А.А. заявила, что ранее право на бесплатное жилье с отоплением и освещением для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения являлось установленной федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами льготой, с 01 января 2005 года в РФ изменен механизм предоставления социальных гарантий в рамках разграничения полномочий РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления, с этого момента в соответствии с ч.6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Введенный в действие с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ прямо не закрепляет жилищно – коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - а в части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.

Тем самым установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение натуральных льгот с 01 января 2005 года не подлежит применению ввиду того, что регламентировавшие его нормативные акты утратили свою силу.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения на основании ч.6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органами местного самоуправления устанавливаются путем ежегодного утверждения решениями о районном бюджете положения « О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных организаций, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данные документы являются муниципальными нормативно- правовыми актами, приняты в соответствии с действующим законодательством, прошли юридическую экспертизу, не были опротестованы уполномоченными на то органами. Администрация свои обязательства перед истцом полностью выполнила, поскольку Тюлюгеневой Л.Ж. в соответствии с требованиями закона <адрес> -III-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Решениями Совета депутатов <адрес> о районном бюджете, ежегодно утверждающих положение «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности» в качестве компенсации на оплату коммунальных услуг в спорный период ежемесячно производились выплаты в сумме <данные изъяты> руб., а в 2011 году -<данные изъяты> рублей (установлен решением Совета депутатов Первомайский район Оренбургской области № 43 от 25 марта 2011 года). Согласно сведений финансового отдела администрации Первомайского района за период с 2005 года по январь 2011 год субсидий на возмещение расходов по выплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджетов других уровней не поступало. После 01 января 2005 года объем финансирования льгот не уменьшен и условия предоставления не ухудшены.

Представитель ответчика Круглякова А.А., просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица МБУЗ «Первомайская ЦРБ» Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения иска, поддерживая позицию, указанную представителем ответчика Кругляковой А.А.

Исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, письменные доказательства, представленные сторонами, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, были закреплены в ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года.

Медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу статьи59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005г. пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года.

Однако статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 г. №383-0-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Аналогичное положение содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 136-О-П.

Конституционно – правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, то есть не только на постановления, но и на определения и заключения.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Тюлюгенева Л.Ж. действительно с 02 апреля 1984 года и по настоящее время работает фельдшером, является работником здравоохранения МУЗ «Первомайская ЦРБ».

Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки Тюлюгеневой Л.Ж. ( л.д. 12), копией трудового договора от 01 апреля 1984 года ( л.д. 14-15), выпиской из приказа от 01 апреля 1984 года о приеме на работу Тюлюгеневой Л.Ж. ( л.д. 13).

Из копии диплома ЗТ , выданного 01 марта 1984 года (л.д. 8), следует, что ФИО8 (изменившая фамилию на Тюлюгенева в связи с вступлением в брак, что подтверждается справкой о заключении брака ) в 1984 году окончила полный курс <данные изъяты> медицинского училища по специальности «фельдшер», ей присвоена квалификация фельдшер.

Из справки администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> на л.д.9, следует, что Тюлюгенева Л.Ж. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> совместно с членами семьи - супругом ФИО4 и детьми ФИО9 и ФИО10

Как следует из справок об оплате за потребленную электроэнергию, в период времени с 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года от Тюлюгеневой Л.Ж. в счет оплаты за электроэнергию поступили платежи в общей сумме <данные изъяты> коп ( л.д.16, 18-19).

Из справок по оплате отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что затраты Тюлюгеневой Л.Ж. составили – 21 476 руб 53 коп ( л.д.21-23).

Согласно справок МУЗ «Первомайская ЦРБ» Тюлюгеневой Л.Ж. выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с 2009 года по 2011 года в 2009 году составило <данные изъяты> руб, в 2010 году <данные изъяты> руб и в 2011 году в сумме <данные изъяты> руб.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятыми Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.

Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Первомайского района наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 114 от 22.12.2006 г., «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности », принято решение в качестве меры социальной поддержки квалифицированным работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, в том числе и среднему медицинскому персоналу, работающим в сельской местности на территории Первомайского района, установить выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме <данные изъяты> руб. Решением Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 43 от 25.03.2011 г. указанная сумма с 01 января 2011 года увеличена до <данные изъяты> рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года, медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.

Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Следовательно, исковые требования являются законными, обоснованными.

В судебном заседании установлено, что заместителем прокурора неверно произведен расчет сумм, подлежащих взысканию за освещение и отопление и определен период взыскания - по 31 декабря 2011 года.

Так, из справок о расчетах за потребленную электроэнергию за 2009-2011 год (л.д. 16,18-19) следует, что Тюлюгеневой Л.Ж. проведена оплата за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в сумме <данные изъяты> руб, за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в сумме <данные изъяты> коп, за период с 01 января 2011 года по 30 ноября 2011 года в сумме <данные изъяты> коп.

Из справок движения начисленных и оплаченных сумм за отопление за 2009-2011 год (л.д.21-23), следует, что Тюлюгеневой Л.Ж. проведена оплата за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в сумме <данные изъяты> коп, за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в сумме <данные изъяты> коп, за период с 01 января 2011 года по 30 ноября 2011 года в сумме <данные изъяты> коп.

В представленных в суд справках о расчетах за потребленную электроэнергию и отопление отсутствуют данные о произведенных Тюлюгеневой Л.Ж. расходах по оплате электроэнергии и отопления за декабрь 2011 года.

Согласно справки МУЗ «Первомайская ЦРБ» Тюлюгеневой Л.Ж. выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года в 2009 году составило <данные изъяты>) в 2010 году <данные изъяты> руб и в 2011 году (из расчета <данные изъяты> т.е. по 30.11.2011) <данные изъяты> руб в общей сумме <данные изъяты> руб ( л.д.11).

Исходя из изложенного, суд считает требования истцао взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за периодс 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года подлежащими удовлетворению частично в сумме <данные изъяты> коп (оплата за освещение <данные изъяты> коп + оплата за отопление <данные изъяты> коп - компенсация по частичному возмещению расходов <данные изъяты> руб ).

Указанная сумма <данные изъяты> коп подлежит взысканию с администрации МО Первомайский район Оренбургской области в пользу Тюлюгеневой Л.Ж. за счет средств муниципального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487 -1, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить частично иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Тюлюгеневой Л.Ж. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением.

Взыскать с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Тюлюгеневой Л.Ж. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года в сумме <данные изъяты> копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2012 года

Судья