№2-101/2012 по иску прокурора к администрации района о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением (решение вступило в законную силу 03.05.2012 г.)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 29 февраля 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Горнец В.А.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Джуламанова Н.К.,

истца Чернышовой К.Е.,

представителя третьего лица Тукаева Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Черныщовой К.Е. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Чернышовой К.Е. о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2009 года по 01 декабря 2011 года, указывая на то, что Чернышова К.Е. с 1982 года по настоящее время является работником здравоохранения, работает в МУЗ «Первомайская ЦРБ» фельдшером, проживает в сельской местности.

За период с 01 января 2009 года по 01 декабря 2011 года Чернышовой К.Е. в счет оплаты освещения было уплачено <данные изъяты> рубля, за отопление было уплачено <данные изъяты> рублей, а в общей сложности на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено <данные изъяты> рубля. За этот же период ей была выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Заявляя указанные требования, прокурор обосновывает их тем, что право Чернышовой К.Е. на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, как медицинского работника, работающего и проживающего в сельской местности, возникло в соответствии со ст. 63 ч. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487-1. В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признавший утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанное положение Основ признано утратившим силу. Данным же законом установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. При этом установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Данная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-п, определении Конституционного суда РФ от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, где указано, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.

Выплатой денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей нарушаются права Чернышовой К.Е., поскольку размер производимой выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, в то время как органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

В связи с изложенным прокурор просит взыскать с администрации МО Первомайский район за счет средств муниципального бюджета в пользу Чернышовой К.Е. за период с 01 января 2009 года по 01 декабря 2011 года в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением <данные изъяты> рубля, т.е. разницу между фактически понесенными расходами на оплату отопления и освещения с учетом выплаченной компенсации.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Джуламанов Н.К., заявленные исковые требования поддержал, и уточнив их просил взыскать с ответчика пользу Чернышовой К.Е. <данные изъяты> рублей в возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 февраля 2009 года по 01 декабря 2011 года.

Истец Чернышова К.Е. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился. Глава района Щетинин С.С. представил суду письменный отзыв, которым просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие их представителя, применить срок исковой давности к заявленным требованиям. В обосновании возражений в отзыве указано, что в качестве компенсации на оплату коммунальных услуг в спорный период Чернышовой К.Е. ежемесячно производилась выплата в сумме <данные изъяты> рублей, а в 2011 году – <данные изъяты> рублей. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ изменен механизм предоставления медицинским работникам социальных гарантий в рамках разграничения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан органом местного самоуправления были приняты Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Данными нормативно-правовыми актами с 01 января 2005 года устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. И право Чернышовой К.Е. на социальную поддержку, как медицинского работника, проживающего и работающего в сельской местности, реализовано именно этим путем. Кроме того, введенный в действие с 01.03.2005 года ЖК РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а только в ч. 1 ст. 160 говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов. Установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение льгот с 01 января 2005 года не подлежит применению, ввиду того, что регламентировавшие его нормативные правовые акты утратили свою силу. Кроме того, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу ему необходимых материальных и финансовых средств.

Представитель третьего лица Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения иска, согласившись с мнением ответчика в письменном отзыве.

Выслушав участвующих в судебном процессе лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, были закреплены в ст. 63 ч. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года.

Медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года.

Однако статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в своем определении от 07.02.2008 года № 383-О-П (также в определениях от 12.07.2006 года № 375-О, от 04.12.2007 года № 947-О-П) пришел к выводу, что закрепленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, так как правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан.

В судебном заседании установлено, что Чернышова К.Е. работала в МУЗ «Первомайская ЦРБ» с 1982 года по 01.04.2002 года фельдшером, с 01.04.2002 года по 19.02.2010 года старшей медсестрой, что подтверждается трудовой книжкой Чернышовой К.Е. (л.д. 8-9) и трудовым договором (л.д. 11). Данное обстоятельство сторонами в суде не оспаривалось.

Из диплома ДТ-I , выданного 02 марта 1982 года, следует, что ФИО8 (Чернышова до брака) в 1982 году окончила полный курс <данные изъяты> медицинского училища по специальности «фельдшера» и ей присвоена квалификация «фельдшера» (л.д.6).

Из материалов дела следует, что Чернышова К.Е. проживает по адресу: <адрес> совместно с супругом ФИО9

Из справок об оплате за потребленную электроэнергию следует, что в период 01 февраля 2009 года по 01 декабря 2011 года от Чернышовой К.Ж. поступили платежи в общей сумме <данные изъяты> рубля (л.д.15-17); из справок по оплате отопления за период 01 февраля 2009 года по 01 декабря 2011 года следует, что затраты Чернышовой К.Е. составили <данные изъяты> рублей (л.д.18-21).

Согласно справки МУЗ «Первомайская ЦРБ» Чернышовой К.Ж. за указанный период с 01 февраля 2009 года по 01 октября 2011 года выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.12).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в четвертом квартале 2011 года, за октябрь и ноябрь, Чернышовой К.Е. МУЗ «Первомайская ЦРБ» выплачена денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 года № 1772/301-Ш-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников государственных учреждений, работающих и проживающий в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.

Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Первомайского района, наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 114 от 22.12.2006 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности», принято решение в качестве меры социальной поддержки квалифицированным работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, в том числе и среднему медицинскому персоналу, работающим в сельской местности на территории Первомайского района, установить выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме <данные изъяты> рублей. Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области № 43 от 25.03.2011 года указанная сумма с 01 января 2011 года увеличена до <данные изъяты> рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 1 ст. 63 Основ.

Имевшийся пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Следовательно, исковые требования, с учетом их уточнений, по существу являются законными и обоснованными.

Доводы ответчика об отсутствии у органа местного самоуправления материальных и финансовых средств на социальную поддержку медработников, являются несостоятельными, поскольку меры социальной поддержки не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо условий.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Исковое заявление подано в суд 02 февраля 2012 года. Исходя из изложенного, суд считает требования прокурора о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 февраля 2009 года по 01 декабря 2011 года подлежащими удовлетворению. Данный период не находится за сроками исковой давности.

Исковые требования подлежат удовлетворению за период с 01 февраля 2009 года по 01 декабря 2011 года в размере <данные изъяты> рублей (оплата за освещение <данные изъяты> + оплата за отопление <данные изъяты> – компенсация по частичному возмещению расходов <данные изъяты> рублей).

Указанная сумма <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с администрации МО Первомайский район Оренбургской области в пользу Чернышовой К.Е. за счет средств муниципального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Чернышовой К.Е. удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу Чернышовой К.Е. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 февраля 2009 года по 01 декабря 2011 года в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Первомайский районный суд.

Судья