№ 2-267/2012 по иску прокурора к администрации района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди (решение вступило в законную силу 13.06.2012г.)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 мая 2012 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Зобниной О.Е.

с участием:

заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Яновского А.А.,

истца Чернышова А.С.,

представителя ответчика Кругляковой А.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первомайского районного прокурора в интересах Чернышова А.С. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района в рамках защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, проживающих на территории Первомайского района обратился в суд иском к администрации МО Первомайский район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Указывая, что Чернышов А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать и отец Чернышова А.С. – ФИО3 и ФИО4 по решению Первомайского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2008 года были лишены родительских прав в отношении Чернышова А.С. Жилье за Чернышовым А.С. закреплено не было. В силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение его вне очереди жилой площадью по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет -п от ДД.ММ.ГГГГ Чернышов А.С. поставлен на учет на получение жилья вне очереди, однако до настоящего времени жилье ему предоставлено.

Прокурор просит суд обязать администрацию МО Первомайский район Оренбургской области, Правительство Оренбургской области предоставить Чернышову А.С. за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области вне очереди жилье жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Яновский А.А. поддержал исковые требования.

Истец Чернышов А.С. иск поддержал и пояснил, что собственного жилья не имеет, проживает совместно с бабушкой ФИО8 по адресу: <адрес>.

Представитель администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск признала, не оспаривая обязанности ответчика по предоставлению истцу вне очереди жилья по договору социального найма Чернышову А.С., просила установить срок для предоставления жилья – в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения.

Представителю ответчика Кругляковой А.А. разъяснены последствия принятия судом признания иска ответчиком, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ.

Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела производится в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области.

В письменном ходатайстве представитель ответчика Правительства Оренбургской области просил признать Правительство Оренбургской области по данному иску ненадлежащим ответчиком, оно может быть привлечено в качестве третьего лица. Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853/389-1У-ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления, которым субъект РФ –Оренбургская область в соответствии с п. 4 ст. 49 ЖКРФ передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан. В законе об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований для исполнения возложенных на них полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных средств.

Согласно определения от 10 мая 2012 года ходатайство представителя ответчика Правительства Оренбургской области удовлетворено.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Первомайского района Яновского А.А., истца Чернышова А.С., представителя ответчика Кругляковой А.А., исследовав письменные материалы дела, суд принимает признание иска представителем ответчиком, поскольку оно не противоречит требованиям закона не нарушает чьи – либо интересы и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силуст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Аналогичные положения закреплены в ст.1 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.

На основании ст. ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения…, а не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Аналогичное положение по предоставлению жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В суде было установлено, что Чернышов А.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО3 и отец ФИО4 по решению Первомайского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2008 года были лишены родительских прав в отношении Чернышова А.С.( л.д. 9-11).

Судом установлено, что Чернышов А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается паспортом <данные изъяты>, выданным ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 6).

Из постановления главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет -п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чернышов А.С. поставлен на учет и признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет (л.д.1 4).

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество Чернышова А.С. отсутствуют ( л.д. 12).

Из справки ГУП « Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» Первомайского филиала от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Чернышовым А.С. недвижимое имущество в <адрес> и <адрес> не зарегистрировано ( л.д. 13).

Таким образом, Чернышов А.С., имея статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в настоящее время не получил жилье и имеет право требовать предоставление жилья.

В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-1У-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное положение распространяется и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Следовательно, жилое помещение Чернышову А.С. подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям - сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 2ст. 57 ЖКРФ также установлено, что лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с ч.3ст.57 ЖКРФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

На основании ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

С учетом приведенных выше требований закона Чернышов А.С. как не имеющий закрепленного жилья подлежал обеспечению жилым помещением для постоянного проживания, однако такое жилье администрацией муниципального образования Первомайский район до настоящего времени не предоставлено, чем нарушено его конституционное право на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции Российской Федерации, где регламентировано право каждого на жилище.

Из объяснений представителя ответчика Кругляковой А.А. следует, что на цели приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в районный бюджет поступали субвенции из областного бюджете по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрация муниципального образования «Первомайский район» обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта федерации.

По мнению суда, право истца на внеочередное получение жилья не должно быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного жилого помещения, поскольку такое финансирование в соответствии с положениями действующего законодательства осуществляется системно.

Из материалов дела видно, что Чернышов А.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в список на предоставление жилья. Поэтому суд считает, что ответчик имеет реальную возможность исполнить требования федерального закона по предоставлению Чернышову А.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В связи с изложеннымсуд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Чернышова А.С. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 7, 38, 40 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,ст. 57 ЖКРФ,ст.ст. 45, 194-198 ГПКРФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Чернышова А.С..

Обязать администрацию муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области предоставить Чернышову А.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Первомайский районный суд <адрес>.

Судья

Решение в окончательной форме вынесено 12 мая 2012 года

Судья