№2-198/2012 по иску Тукшаровой А.А. о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости (решение вступило в законную силу 19.06.2012)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Первомайский 12 мая 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тукшаровой А.А. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

при участии:

истца Тукшаровой А.А.,

представителей ответчика – Аракелян Л.С., действующей на основании доверенности б/н от 04.10.2011 года, Целовахиной О.И.- действующей по доверенности б/н от 22.08.2011 года

УСТАНОВИЛ:

Тукшарова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области с требованиями о признании решения начальника управления пенсионного фонда незаконным, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что 8 февраля 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Она имеет общий стаж медицинской работы 25 лет. В назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, так как период ее работы с 11.04.1988 года по 14.03.1989 год в должности заведующей ФАП в <адрес> не зачтен в трудовой стаж, по той причине, что наименование должности «заведующая ФАП» не предусмотрено номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999г. Работая в должности заведующей ФАП она фактически исполняла весь объем работы фельдшера, отдельной должности фельдшера не было в пункте. Также не включен в специальный стаж периоды отпуска по беременности и родам и отпуску по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не включены по мотивам, что в п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии от 11 июля 2002 года эти периоды не предусмотрены.

В обосновании иска Тукшарова А.А. указала, что считает данный отказ незаконным, как медицинский работник, осуществляющий свою трудовую деятельность в сельской местности, при 25-ти летнем рабочем стаже она имеет право на получение досрочно пенсии по старости. Просит признать решение от 17.02.2012 года начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, указанные периоды и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию со дня обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истец Тукшарова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что на должность заведующей ФАП назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование с присвоением квалификации фельдшера, акушерки или медсестры. В спорный период она работала заведующей ФАП <адрес>. Штат ФАП в сельской местности состоял из заведующей ФАП, которая основную работу выполняла по должности акушера, и санитарки, которая оказывала помощь акушеру в ее работе, кроме того, поддерживала чистоту и порядок в помещении ФАП. На заведующую ФАП возлагалась нагрузка по организации работы связанной с отоплением помещения ФАП, обеспечением пункта необходимыми медицинскими препаратами, составление отчетов о проделанной работе для участковой больницы. Она вела амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, обслуживала больных на дому, оказывала первую неотложную помощь, сопровождала больных при необходимости лично в больницу, выдавала направления к врачам-специалистам, выполняла врачебные назначения, организовывала и сопровождала работников сельского хозяйства на профосмотры в районную больницу, занималась профилактикой прививок на селе, вела разъяснительную работу по профилактике здорового образа жизни среди населения. Рабочий день являлся ненормированный, поскольку выходила на вызова к больным и оказывала им помощь независимо от времени суток.

Представители ответчика Аракелян Л.С. и Целовахина О.И. исковые требования не признали. Возражения представителей ответчика основаны на том, что истец не подтверждает документально отнесение должности заведующей ФАП до 01.11.1999 года к среднему медицинскому персоналу. Просили в иске отказать. Позиция представителей ответчика соответствует позиции руководителя Управления Пенсионного фонда в РФ в Первомайском районе Петровой Н.П., изложенной в отзыве на иск.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона ( в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 30.12.2008 г. №319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона ( в той же редакции), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.

Положения указанных норм сохранены и содержаться в ст. 27 указанного Закона.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

При назначении пенсии до 01 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

Лишь при назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Конституция Российской Федерации в ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст.ст. 18, 19 и ст. 55 ч. 1 предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, за указанной категории лиц сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В связи с чем, оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Из диплома <данные изъяты> , выданного на имя ФИО4 ФИО3 медицинским училищем ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ей присвоена квалификация фельдшер.

Из справки о заключении брака , выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО4 после заключения брака присвоена фамилия «Тукшарова».

Из трудовой книжки истца следует, что с 11 апреля 1988 года по 14 марта 1989 года она работала заведующей ФАП <адрес>, 01 ноября 1990 года переведена на должность акушерки <данные изъяты> участковой больницы, 03 января 2001 года переведена на должность амбулаторного фельдшера <данные изъяты> участковой больницы, 30 января 2006 года переведена на должность медицинской сестры <данные изъяты> участковой больницы, в которой работает по настоящее время.

Из архивной выписки от 25.05.2010 года, выданной муниципальным архивом администрации <адрес>, следует, что в архивном фонде МУЗ «Первомайская ЦРБ» в приказах по личному составу главного врача имеются следующие приказы на ФИО4 (Тукшарову) А.А.: приказ по личному составу от 04.04.1998 года параграф 3 – записано ФИО4 выпускницу ФИО3 медучилища, фельдшера принять на должности зав. ФАП <адрес> совхоза с 11.04.1988 года на период декретного отпуска.

Из архивной справки от 25.05.2010 года, выданной муниципальным архивом администрации <адрес>, следует, что в архивном фонде <данные изъяты> сельского Совета в ведомостях, лицевых счетах по начислению заработной платы за 1988 год значится ФИО4 зав. ФАП.

Факт работы истца с 11 апреля 1988 года по 14 марта 1989 года в должности заведующей ФАП <адрес> не оспаривался.

08.02.2012 года Тукшарова А.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от 17.02.2012 года и.о.начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области Аракелян Л.С в назначении требуемой пенсии Тукшаровой А.А. отказано.

Суд считает, что решение от 17.02.2012 года и.о. начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области об отказе в назначении Тукшаровой А.А. досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, не основано на законе и подлежит отмене по следующим основаниям.

Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (применяется к периодам до 01.11.1999г.) предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Факт выполнения Тукшаровой А.А. трудовой деятельности в качестве медицинского работника со средним медицинским образованиям, с начала ее трудовой деятельности (11 апреля 1988 года) установлен в судебном заседании.

В судебном заседании свидетели ФИО11- заместитель главного врача МБУЗ «Первомайская ЦРБ», ФИО12 – работала в 1980-1990-х годах санитаркой ФАП <адрес> показали, что Тукшарова А.А. в спорные периоды действительно работала в должности заведующей ФАП – акушером в <адрес>. Должность заведующей ФАПом она совмещала с должностью акушера. Другого работника замещавшего должность акушера в указанном ФАПе и в указанные периоды не было.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец, находясь на должностях заведующей ФАП с 11.04.1988 года по 14.03.1989 год осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, работала полный рабочий день, отвлечений не имела.

По мнению суда, неправильная формулировка в названии должности или специальности, указанная в трудовой книжке, трудовых договорах не умаляет права работника на предусмотренные законом социальные гарантии. При этом следует учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Определении от 05.11.2002 года № 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стража и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Суд считает необходимым обязать ответчика включить спорный период в стаж работы истца, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с тем, что спорный период работы истца, подлежащий включению в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, осуществлялся в сельской местности, при включении в стаж он должен исчисляться в соответствии с данными Правилами, то есть один год работы, как один год и три месяца.

Так, в соответствии с подпунктами «а,б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г.№ 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В связи с вышеизложенным суд соглашается с доводами истца о том, что период ее нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Подлежит включению в специальный стаж период нахождения истца Тукшаровой А.А. на курсах повышения квалификации с 27.03.2003 года по 09.05.2003 года, с 25.06.2006 года по 27.05.2006 года, с 27.09.2011 года по 26.10.2011 года. На курсы истица направлялась по приказу администрации лечебного учреждения, в котором она работала, направлялась для повышения знаний и практических навыков по профилю своей работы.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан период повышения квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности. Ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что за этот период за работником сохраняется средний заработок и место работы (должности). При этом из заработка делаются соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе и в пенсионный. Поэтому период повышения работником своей квалификации, должен включаться в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поэтому требования истца в этой части также подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения истца за назначением пенсии работниками отдела назначения пенсий определен стаж занятия лечебной деятельностью 21 год 7 месяцев 1 день, что отражено в решении№ 30 от 17.02.2012 года.

Подлежит включению в стаж период работы истца зав. ФАП- акушерки с 11.04.1988 г. по 14.03.1989 г. в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и три месяца согласно законодательства, действовавшего на данный период, то есть 1 год 1 месяц 27 дней, подлежит включению в стаж период нахождения истца в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и три месяца согласно законодательства, действовавшего на данный период, то есть 2 года 00 месяцев 07 дней, подлежит включению в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 27 марта 2003 года по 09 мая 2003 года, с 25 апреля 2006 года по 27 мая 2006 года, с 27 сентября 2011 года по 26 октября 2011 года в календарном порядке - всего 3 месяца 16 дней.

На 8 февраля 2012 года стаж работы истца Тукшаровой А.А., связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составил: 21 год 7 месяца 1 день + 1 год 1 месяц 27 дней + 2 года 0 месяцев 7 дней + 0 года 3 месяца 16 дней = 25 лет 00 месяцев 21 день.

Необходим стаж в соответствии с п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. - 25 лет. Следовательно, право у истца на день подачи заявления о назначении ей досрочно пенсии в связи с занятием лечебной деятельностью, то есть на 8 февраля 2012 года, возникло.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, поэтому с ответчика подлежит взысканию в пользу истца уплаченная истцом при подаче иска сумма госпошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Тукшаровой А.А. удовлетворить.

Признать решения и.о. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области № 30 от 17.02.2012 года об отказе в назначении Тукшаровой А.А. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области включить в специальный трудовой стаж Тукшаровой А.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды:

- с 11 апреля 1988 года по 14 марта 1989 года в льготном исчислении (1 год = 1 год и 3 месяца) - работы в качестве заведующей ФАПом-акушерки в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1 год = 1 год и 3 месяца) – нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком;

- с 27 марта 2003 года по 09 мая 2003 года, с 25 апреля 2006 года по 27 мая 2006 года, с 27 сентября 2011 года по 26 октября 2011 года в календарном порядке – нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области назначить Тукшаровой А.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 08 февраля 2012 года со дня обращения за назначением досрочной трудовой пенсии.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Оренбургской области в пользу Тукшаровой А.А. государственную пошлину, уплаченную при подаче иска, в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 17 мая 2012 года.

Судья