Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п.Первомайский 30 мая 2012 г. Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Казимова Т.Е., при секретаре Иночкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее – МО) Володарский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации (оформлению) права собственности на автомобильные дороги местного значения, при участии заместителя прокурора района Яновского А.А., представителя администрации муниципального образования Володарский сельсовет Тереховой Г.В. (доверенность № от 09.04.2012 года), УСТАНОВИЛ: Прокурор Первомайского района Оренбургской области, действуя в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Володарский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации (оформлению) права собственности на автомобильные дороги местного значения. В обосновании иска прокурор, ссылаясь на требования Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.5 Устава МО Володарский сельсовет Первомайского района указывает, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ссылаясь на требования Федерального Закона Российской Федерации № 527-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокурор указывает, что под автомобильной дорогой следует понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. А в соответствии со ст.13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Проведенной проверкой по вопросу соблюдения законодательства о муниципальной собственности муниципальными образованиями Первомайского района Оренбургской области, установлено, что в границах населенного пункта (пос. Володарский) МО Володарский сельсовет Первомайского района расположены автомобильные дороги местного значения (имеющие дорожное покрытие) по <адрес> (протяженностью 1740 м.), по <адрес> (протяженностью 1120 м.), по <адрес> ( протяженностью 600 м.), по <адрес> ( протяженностью 360 м.), по <адрес> ( протяженностью 250 м.), по <адрес> ( протяженностью 440 м), по <адрес> ( протяженностью 640 м.), по <адрес> ( протяженностью 260 м.), по <адрес> ( протяженностью 610 м.), которые в собственность муниципального образования не оформлены. Вместе с тем, средства местного бюджета МО Володарский сельсовет предусмотренные на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах поселения в рамках благоустройства на 2012 год в сумме <данные изъяты> рублей направляются на исполнение расходных обязательств по содержанию имущества, не являющегося муниципальной собственностью, чем нарушаются имущественные права муниципального образования Володарский сельсовет Первомайского района. Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ предусмотрен принцип обязательности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п.1 ст.4 этого закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.130,131,132 и 164 ГК РФ. Ситуация с непринятием мер по проведению процедуры оформления (государственной регистрации права собственности) недопустима, свидетельствует о непринятии всего комплекса мер в сфере целевого использования средств бюджета муниципального образования, вследствие чего нарушаются интересы МО Володарский сельсовет и законные интересы неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Володарский сельсовет. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района, выразившееся в нарушении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона Российской Федерации № 527-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, Устава МО Володарский сельсовет Первомайского района в нерегистрации права собственности (оформлении) на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенного пункта пос. Володарский в собственность поселения и обязать ответчика устранить указанные нарушения посредством государственной регистрации права собственности ( оформлении) на эти автомобильные дороги. В судебном заседании заместитель прокурора Яновский А.А. исковые требования поддержал, и дополнив их просил установить ответчику срок для устранения нарушений требований законодательства - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области Терехова Г.В. исковые требования не признала, и просила отказать в их удовлетворении. Возражения представителя ответчика основаны на том, что поименованные в исковом заявлении автомобильные дороги вопреки доводам прокурора являются муниципальной собственностью на основании закона Оренбургской области от 08.12.2006 года со дня подписания передаточного акта от 29.12.2006 года, состоят на балансе администрации МО с присвоением инвентарных номеров. Дороги органом местного самоуправления содержаться, полномочия по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления сельсовета исполняют. Права и интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц не нарушены. В обоснование возражений Терехова Г.В. представила суду соответствующие акт приема передачи имущества от 29 декабря 2006 года и приложение к нему: Перечень муниципальной собственности МО Первомайский район передаваемого в муниципальную собственность МО Володарский сельсовет; Перечень участков автомобильных дорог, находящихся на балансе администрации МО Володарский сельсовет; Бюджет МО Володарский сельсовет на 2102 год. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать. К этому выводу суд приходит исходя из следующего. 18 декабря 2006 года принят областной Закон Оренбургской области № 827/168-IV-ОЗ «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Первомайского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Первомайского района» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.11.2006 № 827), которым установлено, что право собственности на имущество, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества.. Статьей 1 Закона утвержден прилагаемый перечень имущества муниципальной собственности Первомайского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Первомайского района. В пунктах 13.63- 13.72 вышеназванного перечня в качестве таковых объектов указаны автомобильные дороги, расположенные в <адрес>. Из акта приема- передачи имущества от 29 декабря 2006 года и приложения к нему следует, что в соответствии в вышеназванным областным законом муниципальное образование Первомайский район передал в муниципальную собственность муниципального образования Володарский сельсовет имущество, в том числе в виде вышеуказанных автомобильных дорог, расположенных в <адрес>, которые согласно письменной информации администрации МО Володарский сельсовет от 27.04.2012 года № и от 15.02.2012 года № находятся на балансе данного муниципального образования, имеют инвентарные номера, балансовую стоимость. Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьями 83, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен переходный период до 1 января 2009 г., в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий. Частью 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 этого же Федерального закона. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ видами имущества. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, нормы Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 названного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Таким образом, суд считает, что право муниципальной собственности на спорные автомобильные дороги возникло у МО Володарский сельсовет 29.12.2006 года с момента подписания акта приема- передачи имущества. Пунктом 1 ст.215 ГК РФ определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью, а п.3 той же статьи определено, что средства местного бюджета и иное имущество не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст.294,296 ГК РФ) составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения. В соответствии с правилами ведения бюджетного учета имущество казны муниципального образования учитывается на балансе органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом. Из решения Совета депутатов муниципального образования Володарский сельсовет от 22.12.2011 года № 69 «О бюджете муниципального образования Володарский сельсовет на 2012 год» по разделу 04 подразделу 09 по целевой статье расходов 3150201 предусмотрены расходы на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов. Вопреки доводам прокурора средства местного бюджета муниципального образования Володарский сельсовет направляются на исполнение расходных обязательств по содержанию имущества, являющегося муниципальной собственностью. В силу ст.3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право. Прокурором заявлено требование об обязании администрации муниципального образования Володарский сельсовет по принятию мер по проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги. Вместе с тем, прокурор не указал суду, какие принадлежащие неопределенному кругу лиц гражданские права нарушены, могут быть нарушены в связи с тем, что не произведена регистрация права на автомобильные дороги. В судебном заседании установлено, что дороги органом местного самоуправления сельсовета содержаться, полномочия по решению вопросов местного значения (дорожная деятельность) орган местного самоуправления сельсовета исполняет. Суд считает, что избранный прокурором способ защиты является ненадлежащим и не может быть использован в качестве превентивного, защищающего неопределенный круг лиц от возможных нарушений их прав. Действующим законодательством не предусмотрено обязанности муниципального образования по государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администрации МО Володарский сельсовет Первомайского района, выразившееся в нарушении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона Российской Федерации № 527-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, Устава МО Володарский сельсовет Первомайского района, а именно в не регистрации права собственности (оформлении) на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенного пункта пос. Володарский в собственность поселения и обязании ответчика устранить указанные нарушения посредством государственной регистрации права собственности (оформлении) на эти автомобильные дороги. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд. Судья Решение суда в окончательной форме принято 04 июня 2012 года. Судья