№2-290/2012 по иску прокурора о признании бездействия незаконным (решение вступило в законную силу 11.07.2012)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации



п. Первомайский


05 июня 2012 года



Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбург­ского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Первомайский район, автономному учреждению МО Первомайский район Оренбургской области (далее АУ) «База отдыха «Перво­майская» о признании бездействия незаконным,

при участии:

заместителя прокурора Первомайского района Яновского А.А.,

представителя администрации Первомайского района Кругляковой А.А. (доверен­ность ( от 27.12.2011 года),

директора АУ База отдыха «Первомайская» Чернышова О.П., действующего на основании У става учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Пер­вомайский районный суд с указанным выше иском к администрации МО Перво­майский район, автономному учреждению МО Первомайский район Оренбургской области База отдыха «Первомайская» о признании бездействия незаконным, по тем основаниям, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой про­ведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидро­технических сооружений (далее ГТС) на территории МО Первомайский район, в ходе которой выявлено следующее.

Гидротехническое сооружение - тело плотины, протяженностью 565 метров на балке <данные изъяты> согласно свидетельства о государственной регистрации права от 08.07.2008 года , принадлежит на праве собственности МО Перво­майский район.

Постановлением главы администрации МО Первомайский район от 02.03.2010 года -п указанное ГТС закреплено на праве оперативного управ­ления за АУ МО Первомайский район База отдыха «Первомайская» и поставлена на баланс указанного учреждения.

В соответствии с преамбулой и статьями 3,9,15,17-20 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в дей­ствующей редакции) указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ре­монте, эксплуатации ГТС, устанавливает обязанности собственников ГТС и экс­плуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, при этом эксплуа­тирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация либо организация любой другой организационно-­правовой формы, на балансе которой находится ГТС.

\.


Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснаще­ние ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состояни­ем, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по макси­мальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; от­ветственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесе­ны: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуата­ции и ремонте; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; развитие систем контроля за состоя­нием ГТС; своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспе­чению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; организация эксплуата­ции ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию ра­ботников эксплуатирующей организации; осуществление по вопросам предупре­ждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; финансирование мероприятий по эксплуата­ции ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС.

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соот­ветствии с законодательством.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также пунктов 2.3, 2.14, 2.26, 3.4.2.15, 5.1, 11.1 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утвер­ждены постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002г. №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002года регистрационный N3372), «Рекомендаций о содержа­нии и порядке составления паспорта ГТС» (утверждены постановлением Госгор­технадзора от 02.06.1998 года), ответчиками допущены следующие отступления от требований законодательства: отсутствует декларация безопасности ГТС, предде­кларационное обследование ГТС не проведено; отсутствует (в соответствии с по­становлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согла­сованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вре­да, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не создан резерв фи­нансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; отсутствует план ликвидации аварий на ГТС; не разработана и отсутствует «Инструкция по эксплуатации ГТС»; не назначены приказом лица, ответственные за безопасность ГТС; отсутствуют правила технической эксплуатации ГТС; отсутствует квалифи­цированный персонал имеющий право эксплуатации и ведения работ на ГТС, обу­чение персона на право эксплуатации ГТС не проведено; неприняты меры направ­ленные на ограничение беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС; не ведется эксплуатационная документация служебной эксплуатации: не организовано своевременное, квалифицированное и в надлежащем объеме ведение натурных наблюдений (мониторинг) за фактическим состоянием ГТС, позволяющее выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликви­дации, не ведется специальный журнал последних измерений (позволяющий про­анализировать работу сооружения).

Права и свободы человека и гражданина (в том числе право на жизнь), явля­ются непосредственно действующими, признаются государством в качестве выс­шей ценности (статьи 2, 20 Конституции РФ).

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных и иных актов (в частности обязанностей, перечисленных в статье 14 закона «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №69-ФЗ), создает угрозу нарушения прав неопределен­ного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера.

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор просит суд при­знать незаконным бездействие администрации МО Первомайский район, АУ «База отдыха «Первомайская» по невыполнению вышеперечисленных мероприятий и обязать ответчиков в срок до 01 мая 2012 года принять меры к осуществлению этих мероприятий

В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Янов­ский А.А. поддержал уточненные Оренбургским межрайонным природоохран­ным прокурором и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Первомайский район по невыполнению мероприятий направленных на: разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области; согласование с МЧС и утверждение Пра­вительством Оренбургской области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридиче­ских лиц»; создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрез­вычайной ситуации. Обязать администрацию МО Первомайский район в срок до 01.10.2012 года принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприя­тий.

Признать незаконным бездействие АУ «База отдыха «Первомайская» по не­выполнению мероприятий направленных на: разработку плана ликвидации аварий на ГТС; разработку Инструкций по эксплуатации ГТС; издание приказа о назначе­нии ответственных лиц за безопасность ГТС; разработку правил технической экс­плуатации ГТС; обучение персонала, осуществляющего эксплуатацию ГТС; огра­ничение беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС; ведение эксплуа­тационной документации служебной эксплуатации; организация своевременного, ведения и натуральных наблюдений (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. Обязать АУ «База отдыха «Первомайская» в срок до 01.10.2012 года принять меры к осуществлению вышеперечисленных ме­роприятий.

Представитель ответчика администрации МО Первомайский район Кругля­кова А.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, в части создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации не признала и пояснила, что в соответствии с решением Совета депута­тов МО Первомайский район от 23.12.2010 года №34 «О районном бюджете на 2011 год» (в редакции решения Совета депутатов МО Первомайского района от 23.12.2011 года № 89, от 28.02.2012 года №112), от 23.12.2011 года №99 «О рай­онном бюджете на 2012 год» (в редакции решения Совета депутатов МО Перво­майский район от 29.03.2012 года №128) резервный фонд администрации Перво­майского района создан в размере 3000000 рублей, 1000000 рублей соответ­ственно. В соответствии с положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Первомайский район, утвер­жденного постановлением администрации Первомайского района от 05.03.2008 года № 175-п средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно­-восстановительных работ по ликвидации последствий наводнений и других чрез­вычайных ситуаций. За период 2011 год из средств резервного фонда на проведе­ние восстановительных и аварийно-восстановительных работ ГТС водохранилища «<данные изъяты>» направлено <данные изъяты> рублей. Представила данную справку, вы­данную финансовым отделом администрации Первомайского района Оренбург­ской области для обозрения суда и просила приобщить её к материалам дела. В остальной части исковые требования к администрации Первомайского района признала.

Представитель ответчика директор АУ «База отдыха «Первомайская» Чер­нышов О.П., действующий на основании Устава учрежде­ния АУ, исковые требования признал в полном объеме.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следую­щим основаниям.

В соответствии со статьями 2, 9, 19,42,58 Конституции РФ природные ресур­сы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благопри­ятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относиться к природным богатствам. Права и свободы человека и гражда­нина являются непосредственно действующими, признаются государством в каче­стве высшей ценности.

Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации пра­ва, выданного 08 июля 2008 года , следует, что в гидротехническое сооружение - тело плотины, протяженностью 565 метров на балке <данные изъяты>, являет­ся собственностью муниципального образования Первомайский район Оренбург­ской области.

Право собственности за земельный участок под указанным водоемом также принадлежит муниципальному образованию Первомайский район, что подтвер­ждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 15.03.2010 года.

Об образование юридического лица - АУ«База отдыха «Первомайская» свидетельствуют Устав учреждения, свидетельство о постановке на учет Россий­ской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ се­рии 56 , свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 56 .

Постановлением администрации МО Первомайский район от 02.03.2010 года -п указанное ГТС закреплено на праве оперативного управления за АУ МО Первомайский район База отдыха «Первомайская», актом приема- передачи иму­щества от 02 марта 2010 года передано в оперативное управление АУ «База отды­ха «Первомайская» и поставлено на баланс указанного учреждения.

Постановлением администрации МО Первомайский район от 24.03.2010 года -п земельный участок под водоемом закреплен на праве постоянного (бес­срочного) пользования за АУ « База отдыха «Первомайская» и актом приема передачи от 24.03.2010 года передан в постоянное (бессрочное) пользование это­му учреждению.

В соответствии с преамбулой и статьями 3, 9, 15, 17-20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в действующей редакции) указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасно­сти ГТС, при этом эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организа­ционно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС.

Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснаще­ние ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состояни­ем, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по макси­мальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; от­ветственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесе­ны: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуата­ции и ремонте; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; развитие систем контроля за состоя­нием ГТС; своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспе­чению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; организация эксплуата­ции ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию ра­ботников эксплуатирующей организации; осуществление по вопросам предупре­ждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; финансирование мероприятий по эксплуата­ции ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС.

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соот­ветствии с законодательством.

Как установлено в судебном заседании, в ходе прокурорской проверки в 2012 году было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также в нарушение требования постановления Правительства Оренбургской области № 356 от 09.07.2009 года, пунктов 2.3, 2.14, 2.26, 3.4.2.15, 5.1, 11.1 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жид­ких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Гос­гортехнадзора от 28.01.2002 года № 6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002 года регистрационный N3372), администрацией МО Первомайский район и АУ «База отдыха «Первомайская», при эксплуатации ГТС - тело плотины, протяжен­ностью 565 метров на балке <данные изъяты> допускались следующие отступления от тре­бований законодательства: отсутствует декларация безопасности ГТС, преддекла­рационное обследование ГТС не проведено; отсутствует (в соответствии с поста­новлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласо­ванный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу фи­зических и юридических лиц; отсутствует план ликвидации аварий на ГТС; отсут­ствует Инструкция по эксплуатации ГТС; не издан приказа о назначении ответ­ственных лиц за безопасность ГТС; не разработаны правила технической эксплуа­тации ГТС; не обучен персонал, осуществляющий эксплуатацию ГТС; не ограни­чен беспрепятственный проезд автотранспорта через ГТС; не ведется эксплуатаци­онная документация служебной эксплуатации; не организовано своевременное ве­дение и натуральные наблюдения (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на без­опасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации.

Наличие приведенных нарушений на момент проведения проверки не оспа­ривалось представителями ответчиков в судебном заседании, данные обстоятель­ства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО6 допрошенно­го в судебном заседании.

Вместе с тем ответчиком администрацией Первомайского района в опровер­жение доводов прокурора о том, что не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, представлена справка, из которо­го следует, что резервный фонд администрации Первомайского района создан в размере 3 000 000 рублей, 1 000 000 рублей соответственно. В соответствии с по­ложением о порядке расходования средств резервного фонда администрации му­ниципального образования Первомайский район, утвержденного постановлением администрации Первомайского района от 05.03.2008 года -п средства ре­зервного фонда могут расходоваться на финансирование непредвиденных расхо­дов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий наводнений и других чрезвычайных ситуаций. За период 2011 год из средств резервного фонда на проведение восстановительных и аварийно-восстановительных работ ГТС водохранилища «<данные изъяты>» направлено <данные изъяты> рублей.

Таким образом суд считает, что обязанности по выполнению мероприятий направленных на разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области, по согласованию с МЧС и утверждение Правительством Оренбургской области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юри­дических лиц должны быть возложены на собственника ГТС- муниципальное об­разование Первомайский район. Обязанности по разработке плана ликвидации аварий на ГТС, Инструкции по эксплуатации ГТС, Правил технической эксплуата­ции ГТС, по изданию приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС, по обучению персонала, осуществляющего эксплуатацию ГТС, по ограниче­нию беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС, по ведению эксплуа­тационной документации служебной эксплуатации, по организации мониторинга за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации- должны быть возло­жены на эксплуатирующую организацию АУ «База отдыха «Первомайская».

Исходя из изложенного, исковые требования Оренбургского природоохран­ного межрайонного прокурора, с учетом изменений, внесенных в ходе судебного заседания подлежат удовлетворению к администрации МО Первомайский район частично, а к АУ «База отдыха «Первомайская» полностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:

Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного про­курора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первомайский район удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образо­вания Первомайский район по невыполнению мероприятий направленных на:

-разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области;

- согласование с МЧС и утверждение Правительством Оренбургской области рас­чета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физиче­ских лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Обязать администрацию муниципального образования Первомайский район в срок до 01.10.2012 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: раз­работать и согласовать декларацию безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Орен­бургской области; согласовать с МЧС и утвердить Правительством Оренбургской области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

В остальной части иска прокурора к администрации муниципального обра­зования Первомайский район отказать.

Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного про­курора в интересах неопределенного круга лиц к автономному учреждению муниципального образования Первомайский район Оренбургской области База отдыха «Первомайская» о признании бездействия незаконным, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие автономного учреждения База отдыха

«Первомайская» по невыполнению мероприятий направленных на:

-разработку плана ликвидации аварий на ГТС;

-разработку Инструкций по эксплуатации ГТС;

-издание приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС;

-разработку правил технической эксплуатации ГТС;

-обучение персонала, осуществляющего эксплуатацию ГТС;

- ограничение беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС;

-ведение эксплуатационной документации служебной эксплуатации;

-организацию своевременного ведения натурных наблюдений (мониторинга)

за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации.

Обязать администрацию автономного учреждения База отдыха «Первомай­ская» в срок до 01.10.2012 года в соответствии с требованиями Федерального за­кона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооруже­ний»:

-разработать плана ликвидации аварий на ГТС;

-разработать Инструкцию по эксплуатации ГТС;

-издать приказ о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС;

-разработать Правила технической эксплуатации ГТС;

-обучить персонал, осуществляющий эксплуатацию ГТС;

- ограничить беспрепятственный проезд автотранспорта через ГТС;

-вести эксплуатационную документацию служебной эксплуатации;

-организовать мониторинг за фактическим состоянием ГТС, позволяющим

выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуа­тацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 10 июня 2012 года.

Судья