РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Первомайский 05 июня 2012 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Казимова Т.Е., при секретаре Иночкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Первомайский район, автономному учреждению МО Первомайский район Оренбургской области (далее АУ) «База отдыха «Первомайская» о признании бездействия незаконным, при участии: заместителя прокурора Первомайского района Яновского А.А., представителя администрации Первомайского района Кругляковой А.А. (доверенность (№ от 27.12.2011 года), директора АУ База отдыха «Первомайская» Чернышова О.П., действующего на основании У става учреждения, УСТАНОВИЛ: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Первомайский районный суд с указанным выше иском к администрации МО Первомайский район, автономному учреждению МО Первомайский район Оренбургской области База отдыха «Первомайская» о признании бездействия незаконным, по тем основаниям, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС) на территории МО Первомайский район, в ходе которой выявлено следующее. Гидротехническое сооружение - тело плотины, протяженностью 565 метров на балке <данные изъяты> согласно свидетельства о государственной регистрации права от 08.07.2008 года №, принадлежит на праве собственности МО Первомайский район. Постановлением главы администрации МО Первомайский район от 02.03.2010 года №-п указанное ГТС закреплено на праве оперативного управления за АУ МО Первомайский район База отдыха «Первомайская» и поставлена на баланс указанного учреждения. В соответствии с преамбулой и статьями 3,9,15,17-20 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в действующей редакции) указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации ГТС, устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, при этом эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС. \. Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня. К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; развитие систем контроля за состоянием ГТС; своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; организация эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществление по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС. Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также пунктов 2.3, 2.14, 2.26, 3.4.2.15, 5.1, 11.1 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002г. №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002года регистрационный N3372), «Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта ГТС» (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 02.06.1998 года), ответчиками допущены следующие отступления от требований законодательства: отсутствует декларация безопасности ГТС, преддекларационное обследование ГТС не проведено; отсутствует (в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; отсутствует план ликвидации аварий на ГТС; не разработана и отсутствует «Инструкция по эксплуатации ГТС»; не назначены приказом лица, ответственные за безопасность ГТС; отсутствуют правила технической эксплуатации ГТС; отсутствует квалифицированный персонал имеющий право эксплуатации и ведения работ на ГТС, обучение персона на право эксплуатации ГТС не проведено; неприняты меры направленные на ограничение беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС; не ведется эксплуатационная документация служебной эксплуатации: не организовано своевременное, квалифицированное и в надлежащем объеме ведение натурных наблюдений (мониторинг) за фактическим состоянием ГТС, позволяющее выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации, не ведется специальный журнал последних измерений (позволяющий проанализировать работу сооружения). Права и свободы человека и гражданина (в том числе право на жизнь), являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности (статьи 2, 20 Конституции РФ). Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных и иных актов (в частности обязанностей, перечисленных в статье 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №69-ФЗ), создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Первомайский район, АУ «База отдыха «Первомайская» по невыполнению вышеперечисленных мероприятий и обязать ответчиков в срок до 01 мая 2012 года принять меры к осуществлению этих мероприятий В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Яновский А.А. поддержал уточненные Оренбургским межрайонным природоохранным прокурором и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Первомайский район по невыполнению мероприятий направленных на: разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области; согласование с МЧС и утверждение Правительством Оренбургской области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц»; создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию МО Первомайский район в срок до 01.10.2012 года принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий. Признать незаконным бездействие АУ «База отдыха «Первомайская» по невыполнению мероприятий направленных на: разработку плана ликвидации аварий на ГТС; разработку Инструкций по эксплуатации ГТС; издание приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС; разработку правил технической эксплуатации ГТС; обучение персонала, осуществляющего эксплуатацию ГТС; ограничение беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС; ведение эксплуатационной документации служебной эксплуатации; организация своевременного, ведения и натуральных наблюдений (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. Обязать АУ «База отдыха «Первомайская» в срок до 01.10.2012 года принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий. Представитель ответчика администрации МО Первомайский район Круглякова А.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, в части создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации не признала и пояснила, что в соответствии с решением Совета депутатов МО Первомайский район от 23.12.2010 года №34 «О районном бюджете на 2011 год» (в редакции решения Совета депутатов МО Первомайского района от 23.12.2011 года № 89, от 28.02.2012 года №112), от 23.12.2011 года №99 «О районном бюджете на 2012 год» (в редакции решения Совета депутатов МО Первомайский район от 29.03.2012 года №128) резервный фонд администрации Первомайского района создан в размере 3000000 рублей, 1000000 рублей соответственно. В соответствии с положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Первомайский район, утвержденного постановлением администрации Первомайского района от 05.03.2008 года № 175-п средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий наводнений и других чрезвычайных ситуаций. За период 2011 год из средств резервного фонда на проведение восстановительных и аварийно-восстановительных работ ГТС водохранилища «<данные изъяты>» направлено <данные изъяты> рублей. Представила данную справку, выданную финансовым отделом администрации Первомайского района Оренбургской области для обозрения суда и просила приобщить её к материалам дела. В остальной части исковые требования к администрации Первомайского района признала. Представитель ответчика директор АУ «База отдыха «Первомайская» Чернышов О.П., действующий на основании Устава учреждения АУ, исковые требования признал в полном объеме. Заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со статьями 2, 9, 19,42,58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности. Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права, выданного 08 июля 2008 года №, следует, что в гидротехническое сооружение - тело плотины, протяженностью 565 метров на балке <данные изъяты>, является собственностью муниципального образования Первомайский район Оренбургской области. Право собственности за земельный участок под указанным водоемом также принадлежит муниципальному образованию Первомайский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 15.03.2010 года. Об образование юридического лица - АУ«База отдыха «Первомайская» свидетельствуют Устав учреждения, свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серии 56 №, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 56 №. Постановлением администрации МО Первомайский район от 02.03.2010 года №-п указанное ГТС закреплено на праве оперативного управления за АУ МО Первомайский район База отдыха «Первомайская», актом приема- передачи имущества от 02 марта 2010 года передано в оперативное управление АУ «База отдыха «Первомайская» и поставлено на баланс указанного учреждения. Постановлением администрации МО Первомайский район от 24.03.2010 года №-п земельный участок под водоемом закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за АУ « База отдыха «Первомайская» и актом приема передачи от 24.03.2010 года передан в постоянное (бессрочное) пользование этому учреждению. В соответствии с преамбулой и статьями 3, 9, 15, 17-20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в действующей редакции) указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, при этом эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС. Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня. К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; развитие систем контроля за состоянием ГТС; своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; организация эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществление по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС. Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством. Как установлено в судебном заседании, в ходе прокурорской проверки в 2012 году было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также в нарушение требования постановления Правительства Оренбургской области № 356 от 09.07.2009 года, пунктов 2.3, 2.14, 2.26, 3.4.2.15, 5.1, 11.1 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002 года № 6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002 года регистрационный N3372), администрацией МО Первомайский район и АУ «База отдыха «Первомайская», при эксплуатации ГТС - тело плотины, протяженностью 565 метров на балке <данные изъяты> допускались следующие отступления от требований законодательства: отсутствует декларация безопасности ГТС, преддекларационное обследование ГТС не проведено; отсутствует (в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц; отсутствует план ликвидации аварий на ГТС; отсутствует Инструкция по эксплуатации ГТС; не издан приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС; не разработаны правила технической эксплуатации ГТС; не обучен персонал, осуществляющий эксплуатацию ГТС; не ограничен беспрепятственный проезд автотранспорта через ГТС; не ведется эксплуатационная документация служебной эксплуатации; не организовано своевременное ведение и натуральные наблюдения (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. Наличие приведенных нарушений на момент проведения проверки не оспаривалось представителями ответчиков в судебном заседании, данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО6 допрошенного в судебном заседании. Вместе с тем ответчиком администрацией Первомайского района в опровержение доводов прокурора о том, что не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, представлена справка, из которого следует, что резервный фонд администрации Первомайского района создан в размере 3 000 000 рублей, 1 000 000 рублей соответственно. В соответствии с положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Первомайский район, утвержденного постановлением администрации Первомайского района от 05.03.2008 года №-п средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий наводнений и других чрезвычайных ситуаций. За период 2011 год из средств резервного фонда на проведение восстановительных и аварийно-восстановительных работ ГТС водохранилища «<данные изъяты>» направлено <данные изъяты> рублей. Таким образом суд считает, что обязанности по выполнению мероприятий направленных на разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области, по согласованию с МЧС и утверждение Правительством Оренбургской области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц должны быть возложены на собственника ГТС- муниципальное образование Первомайский район. Обязанности по разработке плана ликвидации аварий на ГТС, Инструкции по эксплуатации ГТС, Правил технической эксплуатации ГТС, по изданию приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС, по обучению персонала, осуществляющего эксплуатацию ГТС, по ограничению беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС, по ведению эксплуатационной документации служебной эксплуатации, по организации мониторинга за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации- должны быть возложены на эксплуатирующую организацию АУ «База отдыха «Первомайская». Исходя из изложенного, исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, с учетом изменений, внесенных в ходе судебного заседания подлежат удовлетворению к администрации МО Первомайский район частично, а к АУ «База отдыха «Первомайская» полностью. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первомайский район удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Первомайский район по невыполнению мероприятий направленных на: -разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области; - согласование с МЧС и утверждение Правительством Оренбургской области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц. Обязать администрацию муниципального образования Первомайский район в срок до 01.10.2012 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: разработать и согласовать декларацию безопасности ГТС с ГУ МЧС России по Оренбургской области; согласовать с МЧС и утвердить Правительством Оренбургской области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц. В остальной части иска прокурора к администрации муниципального образования Первомайский район отказать. Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к автономному учреждению муниципального образования Первомайский район Оренбургской области База отдыха «Первомайская» о признании бездействия незаконным, удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие автономного учреждения База отдыха «Первомайская» по невыполнению мероприятий направленных на: -разработку плана ликвидации аварий на ГТС; -разработку Инструкций по эксплуатации ГТС; -издание приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС; -разработку правил технической эксплуатации ГТС; -обучение персонала, осуществляющего эксплуатацию ГТС; - ограничение беспрепятственного проезда автотранспорта через ГТС; -ведение эксплуатационной документации служебной эксплуатации; -организацию своевременного ведения натурных наблюдений (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. Обязать администрацию автономного учреждения База отдыха «Первомайская» в срок до 01.10.2012 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: -разработать плана ликвидации аварий на ГТС; -разработать Инструкцию по эксплуатации ГТС; -издать приказ о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС; -разработать Правила технической эксплуатации ГТС; -обучить персонал, осуществляющий эксплуатацию ГТС; - ограничить беспрепятственный проезд автотранспорта через ГТС; -вести эксплуатационную документацию служебной эксплуатации; -организовать мониторинг за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья Решение суда в окончательной форме принято 10 июня 2012 года. Судья