№2-250/2012 по искам прокурора об обязании принять меры по опубликованию нормативного правового акта (решение вступило в законную силу 10.07.2012)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Первомайский 27 апреля 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области об обязании принять меры по опубликованию нормативного правового акта,

при участии

и.о. прокурора района Яновского А.А., помощника прокурора района Джуламанова Н.К.,

представителя администраций муниципальных образований Тереховой Г.В.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к администрациям муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области об обязании принять меры по опубликованию нормативного правового акта.

Определением Первомайского районного суда от 03 апреля 2012 года гражданские дела по искам объединены в одно производство.

В обосновании исков прокурор указал следующее.

Прокуратурой Первомайского района в марте 2012 года проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления сельских поселений Первомайского района.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 года гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно п.1.1 этого же закона732272 ФЗ.12 372-ФЗ гражданин нин на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заклюю комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона о противодействии коррупции», рекомендовано органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 года.

В нарушение указанных положений закона и Указа Президента Российской Федерации до настоящего времени перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 названного закона, муниципальными образованиями Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветами Первомайского района Оренбургской области не разработаны и не утверждены.

Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего указанную сферу правоотношений, создает благоприятную почву для совершения муниципальными служащими администраций коррупционных правонарушений и может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», и обязать данные администрации разработать, утвердить и опубликовать в официальных СМИ нормативные правовые акты, устанавливающие перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции».

В судебных заседаниях- 13 апреля 2012 года помощник прокурора Джуламанов Н.К., 27 апреля 2012 года и.о. прокурора Яновский А.А. исковые требования поддержали.

Представитель от администраций муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Совестский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области Терехова Г.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Возражения представителя ответчиков основаны на том, что вышеуказанные нормативные правовые акты были разработаны и утверждены администрациями муниципальных образований. Какой- либо обязанности по срокам принятия данных актов закон для муниципальных образований сельских поселений не устанавливает, Указ Президента РФ по этому вопросу носит рекомендательный характер. Принятые нормативные правовые акты на основании закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставов муниципальных образований вступают в силу после их официального опубликования или обнародования и в связи с отсутствием на территории поселений периодических изданий осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых муниципальным образованием, нормативные правовые акты были обнародованы посредством их размещения на информационных стендах в общедоступных местах, и таким образом доведены до всеобщего сведения.

В обоснование возражений Терехова Г.В. представила суду соответствующие распоряжения администраций муниципальных образований, решения Советов депутатов, акта обнародования нормативных правовых актов, Уставы МО.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее - 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ( далее - 273-ФЗ ) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора или гражданско-правового договора.

В силу ч.1 ст.12 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно п.1.1 ст.12 273-ФЗ732272 ФЗ.12 372-ФЗ гражданин нин на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заклюю комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона о противодействии коррупции», рекомендовано органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12273-ФЗ.

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст.12 273-ФЗ, п.4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925, ответчиками - администрациями муниципальных образований Первомайского района утверждены перечни должностей муниципальной службы администраций муниципальных образований после увольнения с которых в течение двух лет гражданин обязан при заключении трудового договора сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Об этом свидетельствуют распоряжения администраций муниципальных образований: Тюльпанский сельсовет №5 от 06.04.2012 года; Володарский сельсовет № 13-р от 29.03.2012 года; Пылаевский сельсовет №5-р от 06.04.2012 года; Революционный сельсовет № 1 от 06.04.2012 года; Совестский сельсовет №4-р от 03.04.2012 года.

В судебном заседании и.о. прокурора Яновский А.А. и помощник прокурора Джуламанов Н.К. не оспаривая факта разработки, утверждения, и обнародования ответчиками нормативных правовых актов, и не оспаривая, что муниципальные образования, являющиеся ответчиками по настоящему делу, не имеют периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, настаивали на опубликовании принятых нормативных правовых актов в любых официальных средствах массовой информации для всеобщего сведения.

В соответствии с ч.2 и ч. 3 ст.47 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В Уставах муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области ( ст.40) определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования.

Решениями Советов депутатов муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области определены места для обнародования нормативных правовых актов в муниципальных образованиях.

Из исследованных в судебном заседании Актов, предоставленных ответчиками, следует, что принятые ими нормативно правовые акты обнародованы путем размещения на информационных стендах, в местах определенных решениями Совета депутатов образований.

Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 29.11.2007 года № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в п. 21 разъяснил, что проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Таким образом, установлено, что муниципальные образования Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветы Первомайского района Оренбургской области используют порядок доведения нормативных правовых актов до сведения населения, предусмотренный действующим законодательством и Уставами муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Тюльпанский, Володарский, Пылаевский, Революционный, Советский сельсоветов Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администраций муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», и об их обязании разработать, утвердить и опубликовать в официальных СМИ нормативные правовые акты, устанавливающие перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 02 мая 2012 года.

Судья