№2-244/2012 по искам прокурора об обязании принять меры по опубликованию нормативного правового акта (решение вступило в законную силу 10.07.2012)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Первомайский 27 апреля 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области об обязании принять меры по опубликованию нормативного правового акта,

при участии

и.о. прокурора района Яновского А.А., помощника прокурора района Джуламанова Н.К.,

представителя администраций муниципальных образований Тереховой Г.В.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к администрациям муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области об обязании принять меры по опубликованию нормативного правового акта.

Определением Первомайского районного суда от 03 апреля 2012 года гражданские дела по искам объединены в одно производство.

В обосновании исков прокурор указал следующее.

Прокуратурой Первомайского района в марте 2012 года проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления сельских поселений Первомайского района.

В целях противодействия коррупции и реализации норм Указа Президента Российской Федерации распоряжениями администраций муниципальных образований: Ленинский сельсовет от 26.11.2010 года №13-р; Малозайкинский сельсовет от 01.11.2010 года №23-р; Красновский сельсовет от 18.11.2010 года № 54-р; Фурмановский сельсовет от 20.12.2010 года №21-р; Уральский сельсовет от 04.11.2010 года №14; Рубежинский сельсовет от 01.11.2010 года №14-р; Первомайский сельсовет от 01.11.2010 года №16-р; Шапошниковский сельсовет от 22.12.2010 года №8-р; Мирошкинский сельсовет от 30.11.2010 года № 26-р; Соболевский сельсовет от 02.12.2010 года №10; Сергиевский сельсовет от 03.11.2010 года № 27-р, утверждены перечни должностей муниципальной службы администраций муниципальных образований после увольнения с которых в течение двух лет гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, предусмотренный Федеральным законом «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 года.

В ходе проведенной проверки установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нормативные правовые акты администрациями сельских советов лишь обнародованы, но для всеобщего сведения не опубликованы.

Обнародование нормативного правового акта является лишь формой доведения нормативных правовых актов до определенного круга лиц-жителей определенного муниципального образования, тогда как его официальное опубликование является действием, обеспечивающим доведение нормативного правового акта до сведения всех граждан кому они адресованы, для всеобщего сведения, соблюдение конституционных положений, а так же надлежащее исполнение обязанностей, вытекающих из его принятия для неопределенного круга граждан.

Неопубликование указанных правовых актов для всеобщего сведения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по противодействию коррупции, поскольку препятствует исполнению требований федерального законодательства в указанной сфере, а так же способствует совершению бывшими служащими правонарушений и не может применяться в виду того, что обнародование на территории сельского поселения не является всеобщим сведением, а является лишь формой доведения нормативных правовых актов для жителей определенного муниципального образования, тогда как бывшие муниципальные служащие, пользующиеся правом, установленным статьями 27, 37 Конституции Российской Федерации на свободу выбора места пребывания и жительства, правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право выбрать место работы на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Уставами, администрации муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области наделены полномочиями по решению вопросов местного значения. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения возложено на администрации указанных сельских советов.

Руководствуясь ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области выразившиеся в непринятии мер по опубликованию нормативного правового акта, утвердившего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», и обязать данные администрации опубликовать в официальных средствах массовой информации РФ принятые ими нормативные правовые акты, устанавливающие перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», а именно распоряжения об утверждении перечня должностей муниципальной службы администраций муниципальных образований после увольнения с которых в течение двух лет гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

В судебных заседаниях- 13 апреля 2012 года помощник прокурора Джуламанов Н.К., 27 апреля 2012 года и.о. прокурора Яновский А.А. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель от администраций муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области Терехова Г.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Возражения представителя ответчиков основаны на том, что вышеуказанные нормативные правовые акты были приняты администрациями муниципальных образований. Какой- либо обязанности по срокам принятия данных актов закон для муниципальных образований сельских поселений не устанавливает, Указ Президента РФ по этому вопросу носит рекомендательный характер. Принятые нормативные правовые акты на основании закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставов муниципальных образований вступают в силу после их официального опубликования или обнародования и в связи с отсутствием на территории поселений периодических изданий осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых муниципальным образованием, нормативные правовые акты были обнародованы посредством их размещения на информационных стендах в общедоступных местах, и таким образом доведены до всеобщего сведения.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее - 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ( далее - 273-ФЗ ) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора или гражданско-правового договора.

В силу ч.1 ст.12 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно п.1.1 ст.12 273-ФЗ732272 ФЗ.12 372-ФЗ гражданин нин на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заклюю комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона о противодействии коррупции», рекомендовано органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12273-ФЗ.

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст.12 273-ФЗ, п.4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925, ответчиками - администрациями муниципальных образований Первомайского района утверждены перечни должностей муниципальной службы администраций муниципальных образований после увольнения с которых в течение двух лет гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. Об этом свидетельствуют распоряжения администраций муниципальных образований: Ленинский сельсовет от 26.11.2010 года №13-р; Малозайкинский сельсовет от 01.11.2010 года №23-р; Красновский сельсовет от 18.11.2010 года № 54-р; Фурмановский сельсовет от 20.12.2010 года №21-р; Уральский сельсовет от 04.11.2010 года №14; Рубежинский сельсовет от 01.11.2010 года №14-р; Первомайский сельсовет от 01.11.2010 года №16-р; Шапошниковский сельсовет от 22.12.2010 года №8-р; Мирошкинский сельсовет от 30.11.2010 года № 26-р; Соболевский сельсовет от 02.12.2010 года №10; Сергиевский сельсовет от 03.11.2010 года № 27-р.

В соответствии с ч.2 и ч. 3 ст.47 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В Уставах муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области ( ст.40) определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования.

Решениями Советов депутатов муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области определены места для обнародования нормативных правовых актов в муниципальных образованиях.

Из исследованных в судебном заседании Актов, предоставленных ответчиками, следует, что принятые ими нормативно правовые акты обнародованы путем размещения на информационных стендах, в местах определенных решениями Совета депутатов образований.

Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 29.11.2007 года № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в п. 21 разъяснил, что проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что муниципальные образования, являющиеся ответчиками по настоящему делу, не имеют периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, используют порядок доведения нормативных правовых актов, предусмотренный действующим законодательством и Уставами муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Ленинского, Малозайкинского, Красновского, Фурмановского, Уральского, Рубежинского, Первомайского, Шапошниковского, Мирошкинского, Соболевского, Сергиевского сельсоветов Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администраций муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по опубликованию нормативного правового акта, утвердившего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», и об их обязании опубликовать в официальных средствах массовой информации РФ принятые ими нормативные правовые акты, устанавливающие перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», а именно распоряжения об утверждении перечня должностей муниципальной службы администраций муниципальных образований после увольнения с которых в течение двух лет гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 02 мая 2012 года.

Судья