Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Первомайский 18 июня 2012 года Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А., при секретаре Зобниной О.Е., с участием прокурора Первомайского района Оренбургской области Хорохорина М.Г., заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Желтяковой Н.В., представителей ответчиков Пиуновой З.Т., Васильевой Л.В., Москвиной Н.А., действующих на основании Уставов, Зоткиной М.В., действующей по доверенности от 02 октября 2011 года, Кругляковой А.А., действующей по доверенности № от 27декабря 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красновская средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малозайкинская средняя общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования Первомайский район о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Красновская СОШ», МБОУ «Малозайкинская СОШ», МБОУ «Ленинская СОШ» о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Первомайского района в ходе проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья учащихся общеобразовательных учреждений района установлено, что в деятельности МБОУ «Красновская СОШ», МБОУ «Малозайкинская СОШ», МБОУ «Ленинская СОШ» Первомайского района Оренбургской области выявлены нарушения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении, а именно в зданиях МБОУ теплые туалеты на этажах для учащихся и персонала отсутствуют. Прокурор Первомайского района просит обязать МБОУ «Красновская СОШ», МБОУ «Малозайкинская СОШ», МБОУ « Ленинская СОШ» в срок до 01 сентября 2012 года устранить нарушения требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», разместив на каждом этаже теплые туалеты для учащихся МБОУ (мальчиков и девочек), а также для персонала данного учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Прокурор Первомайского района Хорохорин М.Г., участвуя в суде 08 июня 2012 года, дополнил исковые требования и просил суд обязать также МБОУ о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в филиалах – Каменской ООШ, Тепловской ООШ, Большезайкинской ООШ, Ляшевской ООШ. Определением Первомайского районного суда от 08 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Первомайский район Оренбургской области. Определением Первомайского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2012 года гражданские дела по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Красновская СОШ» (гражданское дело 2-304), МБОУ «Малозайкинская СОШ» (2 -305), МБОУ «Ленинская СОШ» ( 2- 330), администрации МО Первомайский район о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения были объединены в одно производство. Заместитель прокурора Первомайского района Желтякова Н.В., поддержав исковые требования, уточнила их в части обязании администрации МБОУ «Красновская СОШ» в срок до 01 сентября 2012 года разместить на первом и втором этажах школы: для мальчиков 2 унитаза, 2 писсуара, 2 умывальника; для девочек – 3 унитаза, 2 умывальника, на одном из этажей для персонала 2 унитаза и 1 умывальник. Также в филиалах МБОУ « Красновская СОШ» разместить на первых этажах школ : в Каменской ООШ : для мальчиков 1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник, для девочек - 2 унитаза, 1 умывальник, для персонала - 1унитаз, 1 умывальник ; в Тепловской ООШ - : для мальчиков -1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник, для девочек – 1 унитаз, 1 умывальник, для персонала - 1 унитаз и 1 умывальник, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В части обязания администрации МБОУ « Малозайкинская СОШ» в срок до 01 сентября 2012 года разместить на первом и втором этажах школы: для мальчиков 2 унитаза, 2 писсуара, 2 умывальника; для девочек – 3 унитаза, 2 умывальника, на одном из этажей для персонала 1 унитаз и 1 умывальник. Также в филиале МБОУ « Малозайкинская СОШ» - Большезайкинской ООШ разместить на первом этаже школы : для мальчиков - 1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник, для девочек : 1 унитаз, 1 умывальник, для персонала 1 унитаз, 1 умывальник, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В части обязания администрации МБОУ « Ленинская СОШ» в срок до 01 сентября 2012 года разместить на первом и втором этажах школы: для мальчиков 2 унитаза, 2 писсуара, 2 умывальника; для девочек – 3 унитаза, 2 умывальника, на одном из этажей для персонала 1 унитаз и 1 умывальник. Также в филиале МБОУ « Ленинская СОШ» - Ляшевской ООШ разместить на первом этаже школы : для мальчиков - 1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник, для девочек : 1 унитаз, 1 умывальник, для персонала 1 унитаз, 1 умывальник, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Представитель ответчиков Зоткина М.В., действующая по доверенности от 02 октября 2011 года, исковые требования признала частично. Пояснив, что СанПиН 2.4.2.2821 -10 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» распространяются на те общеобразовательные учреждения, которые будут строиться по вновь разработанным проектам. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. Здание МБОУ « Красновская СОШ» было построено в 1969 году, МБОУ « Малозайкинская СОШ»- в 1965 году, МБОУ « Ленинская СОШ» -в 1974 году. Техническая возможность размещения туалетных комнат в помещении школ на двух этажах имеется лишь в МБОУ « Ленинская СОШ», поэтому подготовлена сметная документация и в администрацию МО Первомайский район направлена заявка на финансирование данного мероприятия. Исковые требования прокурора в этой части представитель ответчика признает полностью. Представитель ответчика, считая, что отсутствует техническая возможность размещения санитарных узлов на первом и втором этаже в МБОУ «Красновская СОШ» и МБОУ « Малозайкинская СОШ», признает частично исковые требования прокурора и полагает, что нарушения требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 могут быть устранены путем реконструкции зданий и размещения санитарных узлов в указанных МБОУ на одном первом этаже. В связи с тем, что в филиалах МБОУ - Каменской ООШ, Тепловской ООШ, Большезайкинской ООШ отсутствуют канализация и водопровод, в Ляшевской ООШ отсутствует канализация и нет технической возможности разместить санитарные узлы в данных школах, имеются надворные туалеты, представитель ответчика исковые требования прокурора в части нарушений СанПиН в указанных филиалах МБОУ не признает. Кроме того филиал МБОУ «Малозайкинская СОШ» - Большезайкинская ООШ не имеет лицензию на образовательную деятельность и решается вопрос о ликвидации данного филиала. Финансовое обеспечение расходов на содержание зданий МБОУ является обязательством муниципальных органов власти. Представители ответчиков - директор МБОУ « Красновская СОШ» Пиунова З.Т., директор МБОУ « Малозайкинская СОШ» Васильева Л.В.. директор МБОУ « Ленинская СОШ» Москвина Н.А., участвуя в судебном заседании 08 июня 2012 года, признали иск прокурора частично по возражениям, аналогичным возражениям представителя ответчика Зоткиной М.В. Представитель ответчика - администрации МО Первомайский район Круглякова А.А., действующая по доверенности № от 27 декабря 2011 года, не оспаривая, что здания МБОУ находятся в муниципальной собственности, исковые требования прокурора о размещении санитарных узлов в МБОУ « Ленинская СОШ» на двух этажах здания признала в полном объеме, так как осуществление таких работ возможно. Исковые требования прокурора о размещении санитарных узлов в МБОУ « Красновская СОШ», в МБОУ « Малозайкинская СОШ» на двух этажах здания признала в части размещения санитарных узлов на первом этаже. Исковые требования в части размещения санитарных узлов в филиалах указанных выше МБОУ – Большезайкинской ООШ, Каменской ООШ, Тепловской ООШ, Ляшевской ООШ не признала. Указывая, что здания филиалов являются приспособленными для образовательного процесса, наличие теплых туалетов в них не предусмотрено, отсутствуют центральные канализации и очистные сооружения, пунктом 8.5 СанПиН 2.4.2.28.21-10 допускается оборудование надворных туалетов. Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Первомайского района в пределах своих полномочий обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным ч. 3 ст. 131 ГПК РФ. МБОУ «Красновская СОШ» является юридическим лицом, осуществляет общеобразовательную деятельность по образовательным программам в здании, расположенном по адресу: <адрес>. МБОУ имеет обособленные структурные подразделения – филиалы - Каменскую основную общеобразовательную школу, расположенную по адресу <адрес>, Тепловскую основную общеобразовательную школу, расположенную по адресу <адрес>. МБОУ « Ленинская СОШ» является юридическим лицом, осуществляет общеобразовательную деятельность по образовательным программам в здании, расположенном по адресу: <адрес>. МБОУ имеет обособленное структурное подразделение – филиал - Ляшевскую основную общеобразовательную школу по адресу <адрес> А. МБОУ «Малозайкинская СОШ» является юридическим лицом, осуществляет общеобразовательную деятельность по образовательным программам в здании, расположенном по адресу: <адрес>. МБОУ имеет обособленное структурное подразделение – филиал - Большезайкинскую основную общеобразовательную школу по адресу <адрес>. Согласно статьи 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан… Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечивают благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Постановлением от 29 декабря 2010 года № 189 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10». Согласно п. 1.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях. Пунктом 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что на каждом этаже общеобразовательного учреждения должны размещаться теплые туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. При этом, количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета 0,1 квадратных метра на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. При проведении проверки прокуратурой Первомайского района было установлено, что в МБОУ «Красновская СОШ» количество учащихся образовательного учреждения составляет 85 человек, количество работников 38 человек, в филиале МБОУ Тепловской ООШ 13 учащихся, персонал в количестве 7 человек, в филиале МБОУ Каменской ООШ количество учащихся 44, персонала 16 человек, теплые туалеты на этажах для учащихся (мальчиков и девочек) и персонала МБОУ и филиалов отсутствуют, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 17-70-В от 02 февраля 2012 года. При проведении проверки прокуратурой Первомайского района было установлено, что в МБОУ «Малозайкинская СОШ» и филиале Большезайкинской ООШ количество учащихся образовательного учреждения составляет 98 человек, количество персонала 30 человек, теплые туалеты на этажах для учащихся (мальчиков и девочек) и персонала в МБОУ и филиале отсутствуют, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 17-71-В от 06 февраля 2012 года. При проведении проверки прокуратурой Первомайского района было установлено, что в МБОУ «Ленинская СОШ» и филиале Ляшевской ООШ теплые туалеты на этажах для учащихся (мальчиков и девочек) и персонала отсутствуют, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 17-66 -В от 09 февраля 2012 года. В соответствии с требованиями статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» обязанность создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, возлагается на образовательное учреждение. Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, данное обстоятельство также подтверждается Уставами МБОУ « Красновская СОШ», МБОУ « Малозайкинская СОШ», МБОУ «Ленинская СОШ». В нарушение указанной нормы закона указанные выше МБОУ с 2010 года - с момента введения в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 не предпринимали действий с целью устранения нарушений действующего законодательства. Судом установлено, что все три МБОУ осуществляют образовательную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением санитарно-эпидемилогических требований, которые выразились в отсутствии теплых туалетов для учащихся и персонала школ. Суд считает обоснованными требования прокурора о понуждении МБОУ к исполнению законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения путем размещения теплых туалетов для учащихся и персонала школ, оборудовании их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10. Вместе с тем, суд считает, что нет оснований для удовлетворения требований прокурора о размещении теплых туалетов на втором этаже в МБОУ « Красновская СОШ», МБОУ « Малозайкинская СОШ» и в филиалах МБОУ- Каменской ООШ, Тепловской ООШ, Большезайкинской ООШ, Ляшевской ООШ. Согласно п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 в ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из объяснений представителя ответчика Пиуновой З.Т. следует, что МБОУ «Красновская СОШ» была построена в 1969 году, возможность размещения санитарных узлов в помещении школы имеется только на первом этаже школы. В филиалах МБОУ Каменской ООШ и Тепловской ООШ технической возможности размещения санитарных узлов в школах не имеется, так как отсутствует канализация и водопровод. Из объяснений представителя ответчика Васильевой Л.В. следует, что МБОУ « Малозайкинская СОШ» была построена в 1969 году, возможность размещения санитарных узлов в помещении школы имеется только на первом этаже школы. В филиале МБОУ - Большезайкинской ООШ технической возможности размещения санитарных узлов не имеется, так как отсутствует канализация и водопровод, кроме того решается вопрос о ликвидации данного филиала, отсутствует лицензия на образовательную деятельность данного филиала. Из объяснений представителя ответчика Москвиной Н.А. следует, что в МБОУ « Ленинская СОШ» имеется техническая возможность размещения санитарных узлов на первом и втором этажах. В филиале МБОУ Ляшевской ООШ технической возможности размещения санитарных узлов в школе не имеется, так как отсутствует канализация. Данные обстоятельства подтверждаются актами осмотра зданий МБОУ и их филиалов от 15 июня 2012 года. Представитель ответчика Зоткина М.В. в суде подтвердила указанные выше обстоятельства и дополнила, что в МБОУ «Красновская СОШ», МБОУ «Малозайкинская СОШ», в МБОУ «Ленинская СОШ» началась работа по оформлению сметной документации для проведения ремонтных работ в 2012 году в зданиях школ, затем будет подана заявка в администрацию МО Первомайский район о выделении денежных средств, и размещение санитарных узлов в МБОУ планируется в период летних каникул 2012 года. Из показаний главного специалиста – эксперта ЗТО управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО10 следует, что не будет являться нарушением п. 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 размещение санитарных узлов на одном этаже МБОУ в соответствии с количеством унитазов, писсуаров и умывальников согласно требований СанПиН. Прокурором не предоставлено каких- либо доказательств, подтверждающих техническую возможность размещения санитарных узлов на втором этаже в МБОУ «Красновская СОШ» и МБОУ «Малозайкинская СОШ». Требования об устранении нарушений п.4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 в филиалах МБОУ прокурором заявлено без учета конструктивных особенностей зданий филиалов школ – Каменской ООШ - 1954 года постройки, Тепловской ООШ – 1975 года постройки, Ляшевской ООШ-1991 года постройки, Большезайкинской ООШ – 1965 года постройки, места расположения строений, обеспечения инфраструктурой - отсутствие водопровода и канализации, что исключает возможность приведения этих зданий в соответствие с новыми санитарными требованиями. Проектные решения на здания указанных филиалов МБОУ отсутствуют. В соответствии с п. 8.5. СанПин 2.4.2.2821-10 в неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа - люфтклозетами), при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов. В суде было установлено, что во всех филиалах МБОУ - Каменской ООШ, Тепловской ООШ, Ляшевской ООШ, Большезайкинской ООШ оборудованы надворные туалеты. Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Наличие установленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства влияет на санитарно-эпидемиологическое благополучие учащихся школ, что создает опасность причинения вреда как учащимся и работникам учреждения, так и неопределённому кругу лиц, поскольку учреждение является образовательным и численность граждан, ежедневно посещающих учреждение, невозможно определить заранее. Поскольку руководители организаций, учреждений осуществляют непосредственное руководство за соблюдением санитарных правил в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдением требований санитарного законодательства, суд полагает возложить на учреждение – МБОУ «Красновская СОШ» обязанность устранить выявленные нарушения закона в области санитарно-эпидемиологического законодательства по акту проверки Роспотребнадзором № 17-70- В от 02 февраля 2012 года, а именно: на первом этаже школы оборудовать санитарные узлы для мальчиков и девочек: шесть унитазов – три для девочек, два для мальчиков, один для персонала, два писсуара, пять умывальников – два для девочек, два для мальчиков, один для персонала, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». На МБОУ «Малозайкинская СОШ» - обязанность устранить выявленные нарушения закона в области санитарно-эпидемиологического законодательства по акту проверки Роспотребнадзором №17-71- В от 06 февраля 2012 года, а именно: на первом этаже школы разместить шесть унитазов – три для девочек, два для мальчиков, один для персонала, два писсуара, пять умывальников – два для девочек, два для мальчиков, один для персонала, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». На МБОУ «Ленинская СОШ» - обязанность устранить выявленные нарушения закона в области санитарно-эпидемиологического законодательства по акту проверки Роспотребнадзором № 17-88 от 09 февраля 2012 года, а именно: на первом и втором этажах школы разместить семь унитазов – три для девочек, два для мальчиков, два для персонала, два писсуара, шесть умывальников – два для девочек, два для мальчиков, два для персонала, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Разрешая вопрос о пределах ответственности МБОУ « Красновская СОШ», МБОУ «Малозайкинская СОШ», МБОУ «Ленинская СОШ», суд принимает во внимание следующее. Представителями ответчиков было заявлено, что нарушения требований санитарного законодательства Российской Федерации в части размещения санитарных узлов в МБОУ допущено вследствие отсутствия достаточного финансирования со стороны администрации МО Первомайский район. У учреждений нет возможности самостоятельно оборудовать санитарные узлы, разместив в помещении теплые туалеты для учащихся и персонала, так как требуется реконструкция зданий школ, пристрой к зданиям. МБОУ бюджетная организация и финансируется из бюджета, только при выделении администрацией МО Первомайский район денежных средств в 2012 году для размещения санитарных узлов данные работы могут быть выполнены. Данные обстоятельства в суде не оспаривались представителем ответчика - администрации МО Первомайский район Кругляковой А.А. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, контроль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со статьей 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. В соответствии с Уставами МБОУ «Красновская СОШ», МБОУ «Малозайкинская СОШ», МБОУ « Ленинская СОШ» их учредителем является МО Первомайский район, функции и полномочия учредителя МБОУ от имени МО осуществляет администрация Первомайского района. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения является имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий, доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, средства спонсоров. В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 1.11 Уставов МБОУ. В суде представителями ответчиков было заявлено, что в настоящее время МБОУ, хотя и имеют организационно - правовую форму бюджетного учреждения с августа 2011 года, по прежнему, как и до 01 января 2011 года, финансируются собственником имущества и учредителем - администрацией МО Первомайский район, не имея собственных денежных средств. Собственник имущества обязывается к содержанию принадлежащего ему имущества и в соответствии со статьей 210 ГК РФ. Таким образом, ответственность по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства в зданиях МБОУ, являющихся собственностью муниципального образования Первомайский район, в силу закона должна быть возложена и на его собственника. Исходя из объёма работ и финансовых затрат, требующихся на устранение выявленных нарушений санитарного законодательства, суд находит разумным и целесообразным срок устранения указанных нарушений установить с учетом мнения сторон - до 01 сентября 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить частично иск прокурора Первомайского района Оренбургской области. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малозайкинская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области и администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в срок до 01 сентября 2012 года разместить на первом этаже школы: шесть унитазов – три для девочек, два для мальчиков, один для персонала, два писсуара, пять умывальников – два для девочек, два для мальчиков, один для персонала, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В остальной части иска прокурора о размещении санитарных узлов на втором этаже школы МБОУ « Малозайкинская СОШ», а также в филиале МБОУ « Малозайкинская СОШ» - Большезайкинской основной образовательной школе отказать. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красновская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области и администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в срок до 01 сентября 2012 года разместить на первом этаже школы : шесть унитазов – три для девочек, два для мальчиков, один для персонала, два писсуара, пять умывальников – два для девочек, два для мальчиков, один для персонала, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В части исковых требований прокурора о размещении санитарных узлов на втором этаже МБОУ «Красновской СОШ», а также в филиалах МБОУ «Красновской СОШ» - Каменской ООШ, Тепловской ООШ отказать. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области и администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в срок до 01 сентября 2012 года разместить на первом и втором этаже школы: семь унитазов – три для девочек, два для мальчиков, два для персонала, два писсуара, шесть умывальников – два для девочек, два для мальчиков, два для персонала, оборудовав их в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В части исковых требований прокурора о размещении санитарных узлов в филиале МБОУ «Ленинская СОШ» - Ляшевской ООШ отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области. Судья Решение в окончательной форме принято 23 июня 2012 года Судья