№2-420/2012 по иску Баранова В.М. о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство (решение вступило в законную силу 14.08.2012)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июля 2012 года п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Горнец В.А.,

с участием истца Баранова В.М.,

представителя истца Рудновой Т.Н., действующей по доверенности от 29 июня 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова В.М. к Баранову А.М., Гефко Т.М., Бакалдиной А.М., Носыревой Н.М., Барановой Н.В., Барановой С.В., Гефко В.Л. о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство,

УСТАНОВИЛ:

Истец Баранов В.М. обратился в суд с иском к Баранову А.М., Гефко Т.М., Бакалдиной А.М., Носыревой Н.М., Барановой Н.В., Барановой С.В., Гефко В.Л. о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство и в обосновании иска указал следующее.

31 мая 2009 года умер его отец – ФИО5, которому на праве собственности принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> га, предоставленный для ведения крестьянского хозяйства. Указанный земельный участок был предоставлен на основании распоряжений администрации <адрес> -р от 29.01.1992 года, -р от 18.06.1996 года, от 10.07.1997 года и распоряжения от 10.07.1997 года администрации <данные изъяты> сельского <адрес>. Право собственности подтверждается Свидетельством на право собственности на землю серии <данные изъяты> от 18 августа 1997 года.

Согласно кадастровой выписки от 02.02.2012 года указанный земельный участок имеет кадастровый номер с местоположением: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

Рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. в соответствии с Отчетом об оценке земельного участка от 17 апреля 2012 года. На дату смерти отец проживал один. Мать, ФИО6, умерла 11 мая 1994 года. Кроме него, в семье его родителей было ещё два брата и три сестры.

Таким образом, после его смерти открылось наследство в виде вышеуказанного имущества – земельного участка. В соответствии со ст.1179 Гражданского Кодекса РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства открывается наследство и наследование осуществляется на общих основаниях.

В соответствии с распоряжениями администрации <адрес> -р от 29.01.1992 года, -р от ДД.ММ.ГГГГ членами крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» являлись отец, мать – ФИО6, все сыновья, одна дочь – Гефко Т.М., снохи – Баранова Н.В., Баранова С.В. и зять – Гефко В.Л.

Его сестры, Носырева Н.М. и Бакалдина А.М., членами крестьянского хозяйства не являлись, отказались от своей доли в наследстве.

Все члены крестьянского хозяйства продолжали работать на земле, платили налоги, они не знали, что есть какой-то срок для оформления наследства.

После смерти отца решением общего собрания членов крестьянского хозяйства был избран его брат ФИО8, который начал оформлять наследство на земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского хозяйства, однако он 31.08.2010 года трагически погиб.

После гибели брата, он был избран главой данного КФХ и в декабре 2011 года обратился в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, однако в принятии наследства ему было отказано по причине пропуска шестимесячного срока, установленного для принятия наследства.

Спора по наследству нет, все наследники отказались от раздела наследственного имущества.

Истец Баранов В.М. просит суд восстановить ему срок для принятия наследства после смерти отца ФИО5, умершего 31 мая 2009 года, и признать его принявшим наследство после его смерти – на земельный участок площадью <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в границах АО «<данные изъяты>».

Определением Первомайского районного суда от 20 июня 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен нотариус нотариального округа п. Первомайский и Первомайского района.

В судебном заседании истец Баранов В.М. и его представитель Руднова Т.Н. исковые требования поддержали в полном объеме. Давая объяснения, полностью подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчики Баранов А.М., Гефко Т.М., Бакалдина А.М., Носырева Н.М., Баранова Н.В., Баранова С.В., Гефко В.Л. о времени и месте рассмотрения дела, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях направленных в суд просили рассмотреть дело в их отсутствие, признали исковые требования, пояснив, что ознакомлены с требованиями ст. 173 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - нотариус Нотариальной палаты Оренбургской области нотариальный округ: п. Первомайский и Первомайского района Оренбургской области Мукатаева У.Ж. о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, в суд не явилась, представила письменный отзыв, в котором не возражала против удовлетворения требований Баранова В.М.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела производится в отсутствие ответчиков, представителя третьего лица суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца и его представителя, огласив отзывы ответчиков, суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит требованиям закона, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, полученные при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 18 названного Закона к документам, удостоверяющим право на земельную долю, относятся свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельные участки. Указанные документы имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

При этом, по мнению суда, отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, в частности, на земельные участки, за конкретным субъектом права на основании имеющегося у него правоустанавливающего документа, будет препятствовать реализации в полном объеме собственником объекта недвижимости своих прав на него, содержание которых определено в ст. 209 ГК РФ. Однако, отсутствие государственной регистрации права на объект недвижимости, наличие или возникновение которого подтверждается надлежащим образом оформленным правоустанавливающим документом, в случае прекращения правоспособности субъекта права в соответствии со ст. ст. 17, 49 ГК РФ не является в силу указанных норм причиной для ограничения указанных объектов недвижимости в их последующем обороте как объектов гражданских прав, в том числе при наследовании или разделе данных объектов в порядке, установленном действующим законодательством.

Кроме того, законом не установлен срок для государственной регистрации возникшего права и какая-либо ответственность за несвоевременность регистрации, поскольку в силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав носит заявительный характер.

В соответствии со ст.ст.7,57,59,31 Земельного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на период рассматриваемых правоотношений, граждане РСФСР имели право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Право собственности на землю удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.

Из архивной выписки от 11.04.2012 года из распоряжения Администрации Перво­майского района <адрес> -р от 29.01.1992 года «О предоставлении земельного участка гражданину ФИО5 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>», выданного муниципальным архивом администрации <адрес>, следует, что ФИО5 предоставлено в пожизненно наследуемое владение земельный участок общей площадью <данные изъяты> га сельскохозяйственных угодий, из них пашни <данные изъяты> га, сенокосов улучшенных <данные изъяты> га, расположенных вблизи <адрес> на территории совхоза «<данные изъяты>» для организации крестьянского (фермерского) хозяйства по производству зерна и откорму крупного рогатого скота. Главой крестьянского хозяйства утвержден ФИО5, членами хозяйства: Баранов А.М. (сын), ФИО8 (сын), Баранов В.М. (сын), ФИО6 (жена), Баранова Н.В. (сноха), Баранова Т.В. (сноха).

Из архивной выписки от 11.04.2012 года из распоряжения Администрации Перво­майского района <адрес> -р от 18.06.1996 года «О предоставлении крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>» дополнительного земельного участка в связи с передачей ему земельных паев граждан ФИО7, Гефко В.Л., Гефко Т.М.», выданного муниципальным архивом администрации <адрес>, следует, что в связи с заявлением указанных граждан КФХ «<данные изъяты>» был передан земельный участок общей площадью <данные изъяты> га пашни, из них – <данные изъяты> га за счет земельных паев граждан Гефко В.Л.<данные изъяты> га, Гефко Т.М.<данные изъяты> га изымаемых из землепользования акционерного предприятия «<данные изъяты>» и <данные изъяты> га земель за счет земельных паев ФИО7, изымаемых из фонда перераспределения, расположенного в границах акционерного предприятия «<данные изъяты>». Членами крестьянского хозяйства утверждены ФИО7, Гефко В.Л., Гефко Т.М.

Из распоряжения от 10.07.1997 года администрации <данные изъяты> сельского <адрес> «Об изъятии земельного участка из крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» следует, что на основании заявления ФИО7 и согласия ФИО5 из земель крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» был изъят земельный участок в размере <данные изъяты> га пашни (два земельных пая ФИО7) и передан в специальный земельный фонд (фонд перераспределения), расположенный в границах АП «<данные изъяты>». В связи с данным изъятием площадь земель предоставленных крестьянскому (фермерскому) хозяйству «<данные изъяты>» в собственность бесплатно составила <данные изъяты> га сельскохозяйственных угодий, в том числе <данные изъяты> га пашни и <данные изъяты> га сенокосов улучшенных.

Из копии свидетельства на право собственности на землю серии <данные изъяты> , выданного 18.08.1997 года, следует, что на основании распоряжения Администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, <данные изъяты> года рождения, проживающий <адрес> сельской администрации приобрел право частной собственности на землю по адресу: <адрес> АО «<данные изъяты>» общей площадью <данные изъяты> га сельскохозяйственных угодий для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Данный правоустанавливающий документ выдан администрацией <адрес>, регистрационная запись от 18 августа 1997 года.

Из кадастровой выписки от 02.02.2012 года указанный земельный участок имеет кадастровый номер с местоположением: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Правообладатель КФХ ФИО5

Из свидетельства о государственной регистрации предприятия серия <данные изъяты> следует, что крестьянское хозяйство «<данные изъяты>» прошла регистрацию 23.01.1992 года регистрационный номер .

Из отчета об оценке земельного участка, общей площадью <данные изъяты> га, расположенного на территории АО «<данные изъяты>» <адрес>, выданного ООО «Областной центр оценки» 17 апреля 2012 года следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Суд отмечает, что земли крестьянских (фермерских) хозяйств используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, относятся, как правило, к землям сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 1 статьи 257 ГК РФ и пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Из копии свидетельства о смерти <данные изъяты> от 10 июня 2009 года следует, что ФИО5 умер 31 мая 2009 года.

Из копии свидетельства о смерти <данные изъяты> от 25 мая 1994 года следует, что ФИО6 умерла 11 мая 1994 года.

Из копии свидетельства о смерти <данные изъяты> от 06 сентября 2010 года следует, что ФИО8 умер 31 августа 2010 года.

Согласно ст.218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно материалам дела наследниками по закону имущества ФИО5 являются: сыновья – Баранов В.М., Баранов А.М., дочери – Гефко Т.М., Бакалдина А.М., Носырева Н.М..

Согласно п. 1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (п. 1 ст. 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).

Как установлено в судебном заседании, Баранов А.М., Гефко Т.М., Бакалдина А.М. и Носырева Н.М. отказались от наследства после смерти отца ФИО5

В силу частей 1, 2 статей 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно и заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии с частью 4 статьи 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно части 1 статьи 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с частью 1статьи 1155 ГК РФпо заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение 6 месяцевпосле того, как причины пропуска этого срока отпали.

Суд принимает доводы истца об уважительности пропуска шестимесячного срока принятия наследства по закону, так как в судебном заседании установлено, что после смерти отца решением общего собрания членов крестьянского хозяйства главой КФХ «<данные изъяты>» был избран брат истца ФИО8, который начал оформлять наследство на земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского хозяйства, однако он 31.08.2010 года трагически погиб.

И только после гибели брата, истец был избран главой данного КФХ, то есть не имел возможности для принятия наследства в шестимесячный срок, после смерти его отца. Кроме того, истец не имеет юридических познаний и не знал, что наследство нужно было принять в течение шести месяцев, со дня смерти наследодателя.

Исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Баранов В.М. пропустил срок для принятия наследства после умершего ФИО5 по уважительной причине, фактически принял наследство, так как несет бремя содержания КФХ «ФИО43», обрабатывает и засевает земельный участок, оплачивает налоги, иные наследники ФИО5, о правах на спорный земельный участок не заявляли, в связи, с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Баранова В.М..

Восстановить Баранову В.М., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, срок для принятия наследства после смерти отца ФИО5, умершего 31 мая 2009 года, и признать его наследником, принявшим после смерти отца наследство на земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> га, предоставленный для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья