№2-644/2011 по иску министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к МО Уральский сельсовет, Козулевой Г.Ф.о признании лица не преобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Первомайский 01 июня 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Иночкиной С.П.,

с участием представителя ответчика Шестакова А.Л.,

представителя ответчика Клименко Н.П.,

представителя третьего лица Киреевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, Козулевой Г.Ф. о признании лица не приобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с данным иском, указывая на то, что постановлением администрации МО Уральский сельсовет Первомайского района от 20.04.2010 года № 21-п Козулева Г.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, т.к. не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Администрация МО Уральский сельсовет Первомайского района обратилась в министерство с ходатайством о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья.

Данное постановление истец считает незаконным, порождающим для него правовые последствия в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ). Незаконность постановления состоит в том, что Козулева Г.Ф. зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью 64 кв. м., принадлежащей на праве собственности ее дочери Клименко Н.П. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ Козулева Г.Ф. является членом семьи дочери и в соответствии с нормами ЖК РФ является обеспеченной учетной нормой жилья в 9 кв. м., установленной в Первомайском районе Оренбургской области (9 х 5 = 45 кв. м.). Наличие договоров найма жилого помещения не может служить основанием признания Козулевой Г.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в соответствии со ст. 31 ЖК РФ возможно заключение соглашений собственником жилья с членами своей семьи. Истец просит суд признать Козулеву Г.Ф. не приобретшей права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Уральский сельсовет; постановление администрации МО Уральский сельсовет от 20.04.2010 года № 21-п в части признания Козулевой Г.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать недействительным; обязать администрацию МО Уральский сельсовет снять Козулеву Г.Ф. с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Определением суда от 19 мая 2011 года к участию в деле привлечена администрация Первомайского района Оренбургской области в качестве третьего лица на стороне ответчиков.

Представитель истца – министр Домников С.Ю. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – глава администрации МО Уральский сельсовет Шестаков А.Л. затруднился высказать свое отношение к иску, пояснив суду, что дело по Козулевой Г.Ф. формировалось другим главой администрации, но он считает, что Козулева Г.Ф. имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Клименко Н.П., действующая на основании ходатайства ответчика Козулевой Г.Ф. в соответствии со ст. 53 ГПК РФ, исковые требования не признала, пояснив суду, что квартира, в которой проживает Козулева Г.Ф., была приватизирована членами ее семьи – мужем, ею и двумя детьми, Козулева Г.Ф. на тот момент с ними не проживала. Решением Первомайского суда от 19 апреля 2011 года определены доли собственников квартиры и она является собственником в 1/4 доле. Её мать Козулева Г.Ф. действительно заключает с ее мужем Клименко Г.В. договор найма жилого помещения и производит оплату за пользование комнатой, отношений взаимопонимания и заботы друг о друге не складывается из-за злоупотребления супругом Клименко Г.В. спиртными напитками, пенсию Козулева Г.Ф. получает сама и расходует ее по своему усмотрению, покупает себе продукты и необходимые вещи, совместный бюджет они не ведут, также не ведут и совместного хозяйства.

Представитель третьего лица Киреева М.В., действующая на основании доверенности от 04.03.2011 года, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку считает, что Козулева Г.Ф. не является членом семьи дочери Клименко Н.П., т.к. не ведет с нею общего хозяйства и имеет самостоятельный бюджет, а также Козулева Г.Ф. не обеспечена учетной нормой жилья, установленной по Первомайскому району в размере 9 кв. м., т.к. Клименко Н.П. является собственником квартиры в 1/4 доле, что составляет 16 кв. м., а необходимо 18 кв. м. (9 х 2 = 18 кв. м.).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Согласно ст. 21 ч. 1 п. 4 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании, в том числе из материалов личного дела Козулевой Г.Ф., достоверно установлено, что Козулева Г.Ф. является вдовой участника ВОВ, что подтверждается справкой отдела социальной защиты населения администрации Первомайского района Оренбургской области от 21.10.1991 года № 220. Следовательно, она имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела и объяснений представителя ответчика Клименко Н.П. следует, что Козулева Г.Ф. собственного жилья не имеет, проживает и зарегистрирована в квартире, где собственниками являются четыре лица, членом семьи которых она не является, поскольку не ведет с ними общего хозяйства и имеет свой отдельный бюджет. Указанные обстоятельства глава администрации МО Уральский сельсовет А.Л. Шестаков в судебном заседании не оспаривал. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.

Данный вывод суда не противоречит п. п. 11 и 25 постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», в соответствии с которыми вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.д.

Как следует из решения Первомайского районного суда от 19.04.2011 года, которым внесены изменения в договор приватизации квартиры, собственниками <адрес>, расположенной в <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает Козулева Г.Ф., являются 4 лица, в том числе дочь Козулевой Г.Ф. – Клименко Н.П. имеет на праве собственности лишь 1/4 долю в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, а это лишь 16 кв. м. (64 : 4 = 16 кв. м.).

В связи с этим на Козулеву Г.Ф., как на родственника собственника жилья, приходится менее установленной нормы жилой площади – 9 кв. м. по Первомайскому району Оренбургской области (16 : 2 = 8 кв. м.), т.е. Козулева Г.Ф. была обоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и обоснованно поставлена на регистрационный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Согласно прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, отмена решений в нарушение принципа правовой определенности, подрывающая уверенность заявителей в обязательной силе решения и лишающая заявителя возможности получения имущественных благ, которые они обоснованно рассчитывали получить, признается нарушением ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции (постановления по делу Казакевич против России, Бурдов против России, Довгучиц против России).

Таким образом, убеждение Козулевой Г.Ф. относительно включения ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, подкрепленное официальным ходатайством администрации Первомайского района, дало ей законное ожидание того, что она будет обеспечена жилым помещением.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что законные основания для удовлетворения заявленных истцом исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, Козулевой Г.Ф., третьему лицу администрации Первомайского района Оренбургской области о признании лица не приобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья

Мотивированное решение составлено 02 июня 2011 года (четверг)

Судья