№2-590/2011 по иску прокурора о признании незаконным бездействия ответчика и о возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов МО Революционный сельсовет



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Первомайский 21 апреля 2011 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Казимова Т.Е.,

при секретаре Белой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие ответчика и о возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов,

при участии

и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,

представителя ответчика: Тереховой Г.В., действующей на основании доверенности № 111 от 26.01. 2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района обратился с исковым заявлением к администрации муниципального образования Революционный сельсовет о признании незаконным бездействие данной администрации и возложении на нее обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

В обосновании исковых требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой района в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что распоряжением главы муниципального образования Революционный сельсовет от 01.04.2009 г. № 11 «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов» утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Согласно ст.3 указанного федерального закона, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

В силу ст.1 Федерального закона РФ № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

На основании ст.2 данного закона, основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно ч.3 ст.3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

По информации муниципального образования Революционный сельсовет № 31 от 25.03.2011 года, с момента принятия указанного выше решения антикоррупционная экспертиза правовых актов органа местного самоуправления и их проектов не проводилась.

Бездействие органа местного самоуправления - муниципального образования Революционный сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов и обязать ответчика в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления и их проектов в соответствии с распоряжением главы муниципального образования Революционный сельсовет от 01.04.2009 года № 11 «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов».

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. исковые требования о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления поддержала, а от исковых требований об обязании ответчика обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления и их проектов отказалась в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований после предъявления иска.

Определением Первомайского районного суда от 21 апреля 2011 года производство по делу в части требований прокурора об обязании ответчика обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, прекращено в связи с отказом истца от иска и принятия его судом.

Представитель ответчика Терехова Г.В. исковые требования о признании незаконным бездействие ответчика, в связи с непринятием мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов признала, согласившись с доводами прокурора о том, что до предъявления иска администрация муниципального образования антикоррупционую экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов не проводила, то есть бездействовала.

С учетом изложенных обстоятельств, суд принимает признание представителем ответчика исковых требований и считает, что исковые требования прокурора района о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов подлежат удовлетворению, поскольку они заявлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления муниципального образования Революционный сельсовет и их проектов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Первомайский районный суд.

Судья