Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Первомайский 28 апреля 2011 года
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Лифаревой В.Л.,
при секретаре Иночкиной С.П.,
с участием и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтяковой Н.В.,
представителя ответчика: Тереховой Г.В., действующей на основании доверенности от 26.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Рубежинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие ответчика и о возложении обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского района обратился с исковым заявлением к администрации муниципального образования Рубежинский сельсовет о признании незаконным бездействие данной администрации и возложении на нее обязанности к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
В обосновании исковых требований прокурор указал следующее.
Прокуратурой района в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что распоряжением главы муниципального образования Рубежинский сельсовет от 26.03.2009 г. № 6-р «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов» утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По информации муниципального образования Рубежинский сельсовет № 181 от 24.03.2011 года, с момента принятия указанного выше решения антикоррупционная экспертиза правовых актов органа местного самоуправления и их проектов не проводилась.
Бездействие органа местного самоуправления - муниципального образования Рубежинский сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Рубежинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов и обязать ответчика в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления и их проектов в соответствии с распоряжением главы муниципального образования Рубежинский сельсовет от 26.03.2009 года № 6-р «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов».
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Первомайского района Желтякова Н.В. исковые требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Рубежинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления, поддержала, а от исковых требований об обязании ответчика обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления и их проектов отказалась в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований после предъявления иска.
Определением Первомайского районного суда от 28 апреля 2011 года производство по делу в части требований прокурора об обязании ответчика обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, прекращено в связи с отказом истца от иска и принятия его судом.
Представитель ответчика Терехова Г.В. исковые требования о признании незаконным бездействие ответчика в связи с непринятием мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов не признала.
Выслугшав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора в части признания бездействия незаконным обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Согласно ст. 3 указанного федерального закона, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
На основании ст. 2 данного закона, основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно ч. 3 ст. 3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Из представленных суду доказательств в виде реестров нормативных правовых актов МО Рубежинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, принятых в 2009, 2010, 2011 годах и заключений антикоррупционной экспертизы следует, что заключения начали давать только 28 марта 2011 года. Следовательно, период с 27 марта 2009 года по 27 марта 2011 года администрация в части производства антикоррупционной экспертизы бездействовала.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что исковые требования прокурора района о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, подлежат удовлетворению, поскольку они заявлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Рубежинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов органа местного самоуправления муниципального образования Рубежинский сельсовет и их проектов в период с 27 марта 2009 года по 27 марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Первомайский районный суд.
Судья