№2-517/2012 по иску прокурора о предоставлении вне очереди жилья (решение вступило в законную силу 22.09.2012)



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Первомайский 21 августа 2012 года

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Лифаревой В.Л.,

при секретаре Зобниной О.Е.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Архирейского С.А.,

истца Уйманова М.Н.,

представителя МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» Прыгуновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Уйманова М.Н. к администрации муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области о предоставлении вне очереди жилья,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Первомайского района в рамках защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, проживающих на территории Первомайского района, обратился в суд с иском к администрации МО «Первомайский район» Оренбургской области в интересах Уйманова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указав, что мать Уйманова М.Н. – ФИО1 решением Первомайского районного суда от 05 мая 2011 года лишена родительских прав, отец ФИО2 записан в свидетельстве о рождении по заявлению матери. Жилье за Уймановым М.Н. закреплено не было. По достижению 18 лет жилье Уйманову М.Н. предоставлено не было.

Прокурор просит суд обязать администрацию МО «Первомайский район» Оренбургской области предоставить Уйманову М.Н. вне очереди жилье жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора района Архирейский С.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Уйманову М.Н. жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в <адрес>.

Истец Уйманов М.Н. поддержал исковые требования.

Представитель администрации МО «Первомайский район» Киреева М.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области».

Представитель третьего лица Домников С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебной повестки.

Заслушав пояснения сторон, изучив и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из свидетельства о рождении <данные изъяты> , выданного 25.05.2004 года администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес>, следует, что Уйманов М.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями записаны: мать – ФИО4, отец – ФИО2.

Согласно справки о рождении , выданной 10.07.2012 года отделом записи актов гражданского состояния администрации Первомайского района Оренбургской области, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Из решения Первомайского районного суда Оренбургской области от 05 мая 2011 года следует, что ФИО1 лишена родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении Уйманова М.Н..

Согласно справки, выданной Первомайским филиалом Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» 05.05.2012 года, за Уймановым М.Н. недвижимое имущество в <адрес> и <адрес> не зарегистрировано.

В соответствии с уведомлением Ташлинского отдела (п. Первомайский) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 03.05.2012 года, сведения о правах Уйманова М.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Согласно постановления администрации МО <данные изъяты> сельсовет <адрес> от 28.06.2012 года -п Уйманов М.Н. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь.

Таким образом, Уйманов М.Н., имея статус лица из числа детей-сирот, не имеющий закрепленного жилья, поставлен на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в настоящее время не получил жилье и имеет право требовать предоставления жилья.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» от 19.11.2005 года № 2706/ 470-III-ОЗ в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области – Правительством Оренбургской области.

В систему исполнительных органов государственной власти входят министерства, департаменты, главные управления, комитеты, инспекции и иные органы исполнительной власти Оренбургской области.

Статья 2 указанного Закона предусматривает, что исполнительные органы государственной власти Оренбургской области обеспечивают реализацию полномочий Правительства Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Положения «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2005 года №153-ук, в общие полномочия Министерства входит осуществление на территории Оренбургской области государственной политики в части предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственных жилищных сертификатов, возмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство выступает по поручению Правительства Оренбургской области в судах общей юрисдикции, арбитражном суде для защиты его интересов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 4 этого же Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Оренбургской области.

Органом местного самоуправления по месту проживания истца является администрация муниципального образования «Первомайский район». Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на этот орган местного самоуправления.

Из письменного отзыва ответчика, представленного суду, следует, что администрация района возражений против удовлетворения исковых требований не высказала, просила суд предоставить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев.

Представитель третьего лица Домников С.Ю., действующий на основании доверенности, не оспаривал права Уйманова М.Н. на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Прыгунова В.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска, пояснив суду, что Уйманов М.Н. ранее проживал на территории <данные изъяты> сельсовета, с мая <данные изъяты> года проживает на территории <адрес> и действительно поставлен на учет для реализации своего права.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрация муниципального образования «Первомайский район» обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта федерации.

Как уже отмечалось выше, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно материалов дела Уйманов М.Н. зарегистрирован и проживает на территории <адрес>, следовательно, жилое помещение ему должно быть предоставлено в пределах данного населенного пункта и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

Запрашиваемый ответчиком срок для исполнения решения суд считает реальным, достаточным для выполнения всех процедур, направленных на заключение ответчиком с истцом договора найма муниципального жилья.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в интересах Уйманова М.Н. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Первомайский район» Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Уйманову М.Н. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах границ <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья