Решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         г.Первомайск                                                                    20 декабря 2011 г.

Первомайский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Новикова В.Ф., при секретаре Сидоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бельдюгиной Т.В. к ГУ Управления Пенсионного Фонда в Первомайском районе по Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

УСТАНОВИЛ:

Бильдюгина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Нижегородской области о включении в специальный стаж медицинской деятельности периода работы в должности медсестры- воспитателя яслей- сада «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    В обоснование исковых требований истица указала, что она прибрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в Первомайском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии ей отказано. По мнению истицы ей необоснованно не зачтены в специальный стаж период работы в должности медсестры -воспитателя ясли-сада «<данные изъяты>» в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, который подлежит включению, в связи с чем просила обязать ответчика включить указанный период в специальный стаж работы как медицинскому работнику, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и назначить ей такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года.

        В судебном заседании истица Бельдюгина Т.В. свои исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении и суду пояснила, что после окончания в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> она работает по медицинской специальности и имеет необходимый 30-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, поэтому ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ по Первомайскому району за назначение пенсии, но своим решением пенсионный орган отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, исключив из стажа период работы в должности медсестры-воспитателя яслей сада « <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ, то есть всего 2 года 2 месяца 9 дней. Данное решение является незаконным т.к. Положения Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 г №1397 действующее в период по 31 декабря 1991 год и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривало положения о включении в специальный медицинский стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ясельной группе, медсестры -воспитателя ясельной группы в яслях -которые относились к лечебным учреждением. В спорный период она работала по медицинской специальности, её работа была связана с профилактической работой по охране здоровья детей, оказания детям первичной медицинской помощи, проведение профилактических мероприятий. Согласно типовых штатов яслей-садов, утвержденных приказом Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года №103, введенных в действие с 01.03.1972 г в штате ясельной группы предусматривались должности медицинской сестры, что требует соответствующего медицинского образования.

    Представители ответчика по доверенности Грачева Л.И. и Пуляхина Т.И. с иском не согласились, просят истице отказать в удовлетворении заявленных требований и суду пояснили, что список должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г №781 не предусматривают возможность включения в специальный стаж медицинской деятельности периоды работы истицы в должности медсестры-воспитателя яслей сада «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку истица занималась педагогической а не лечебной деятельностью т.к. в тот период времени в указанном учреждении был штатный медицинский работник. Согласно Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до ДД.ММ.ГГГГ года в должностях: педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы. Таким образом работа истицы в яслях-сад «<данные изъяты>» связана с педагогической деятельностью, а не медицинской. Специальный стаж работы истицы без учета ее работы в яслях -саде на момент её обращения за назначением пенсии составляет 27 лет 09 месяцев 23 дня, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.

Заслушав объяснения сторон, их представителей, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу и оценив представленные по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему

       Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Трудовые пенсии устанавливаются законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

        Согласно подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (ст.7 Закона), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

      По делу установлено, что истица имеет среднее медицинское образование, в ДД.ММ.ГГГГ г окончила <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ года приступила к работе по медицинской специальности. Общий трудовой стаж по медицинской специальности на момент обращения в пенсионный орган составляет более 30 лет, в настоящее время истица продолжает работать по медицинской специальности. Указанный стаж работы по медицинской специальности подтверждается записями в трудовой книжке.

ДД.ММ.ГГГГ г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, имея стаж работы по охране здоровья населения более 30 лет. Однако в назначении пенсии ей было отказано по следующим основаниям. Истица не осуществляла в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ года медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, а её деятельность являлась педагогической. Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривает возможность включения в специальный стаж медицинской деятельности периода работы в должности воспитателя-медсестры ясли-сада. В силу Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Однако должность воспитателя к должностям среднего медицинского персонала не отнесена, а ясли-сады не являлись лечебно-профилактическими учреждениями. Включенные на основании приказа Минздрава СССР от 23 октября 1978 года в Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли приказом Минздрава СССР от 29 августа 1984 года из указанной номенклатуры были исключены. Кроме того, истица работала в яслях-саде, а ясли-сады в Номенклатуру учреждений здравоохранения не включались.

Согласно записей в трудовой книжке Бильдюгина Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года была принята на должность медсестры- воспитателя второй ясельной группы я/с «<данные изъяты>». Однако работа в должности медсестры - воспитателя в указанном учреждении не может быть отнесена к осуществлению лечебной деятельности.

        Судом проанализированы указанные ответчиком основания уменьшения специального стажа, в результате чего суд пришел к следующему.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством, а также правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Как следует из материалов дела, в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Вышеуказанный нормативно-правовой акт утратил силу только с 01.10.1993 г.

Согласно типовых штатов яслей-садов, утвержденных приказом Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года №103, введенных в действие с 01.03.1972 г в штате ясельной группы предусматривались должности медицинской сестры, поэтому запись в трудовой книжке истицы в должности медсестры -воспитателя была выполнена ошибочно, фактически истица была принята на работу и работала в я/с в должности медицинской сестры.

Таким образом период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности медицинской сестры в яслях-саду «<данные изъяты>» подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

       Поскольку истица работала групповой медицинской сестрой в детском учреждении я/с <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ г, т.е. в те периоды, когда данные учреждения относились к системе здравоохранения, имела медицинское образование и у Истицы в этот период времени исчислялся медицинский стаж.

        В судебном заседании Бильдюгина Т.В. пояснила, что в указанный период времени работала в яслях-саде «<данные изъяты>» на ясельной группе, осуществляла уход за детьми начиная в возрасте до 3 лет, имела медицинское образование и работала по медицинской специальности, её работа была связана с профилактической работой по охране здоровья детей, оказания детям первичной медицинской помощи, проведение профилактических мероприятий.

    Наличие в яслях-саде «<данные изъяты>» штатной медицинской сестры, не может в данном случае повлиять на правовое положение истицы в указанный период работы.

Нельзя согласиться с доводами ответчика, что в соответствии Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 01.01.1992 года в должностях: педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы, поскольку до 06 сентября 1991 года, когда Советом Министров РСФСР было принято постановление N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения...", в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 31 октября 1949 года N 5036, с последующими изменениями и Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. "Детские ясли", "Детский сад" (то есть детские учреждения) входили в учреждения охраны материнства и детства и являлись лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения.

Согласно Постановления Минтруда РФ от 14.05.2001 N 38 "В выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений".

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.10.1978 г №1000 об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения детские ясли были отнесены к учреждениям здравоохранения. В Постановлении СМ РСФСР от 06.09.1991 г №464 « Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслугу лет » (пункт 2»), также указано, что в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных, прилагаемом списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.

    В спорный период работы истицы указанные нормативные акты действовали, её деятельность являлась медицинской, а не педагогической, в которую входило оказание первой медицинской помощи, проведение медицинских осмотров, профилактических и оздоровительных мероприятий, что подтверждается письменными объяснениями истицы и показаниями свидетеля ФИО1 ., которые также подтверждают, что истица работала по медицинской специальности.

    Кроме того, трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществляющими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительными и неустранимыми психологическими, физическими и другим неблагоприятным воздействием на организм человека, и с учетом изложенного не могут ущемлять его пенсионных прав.

        Согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст.55 ч 3 Конституции РФ.

Таким образом суд приходит к выводу, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии специальный стаж работы истицы составлял 30 лет и 2 дня :

Следовательно, на момент обращения за назначением пенсии истица более 30 лет осуществляла деятельность по охране здоровья населения, ввиду чего она имеет право на пенсию до наступления пенсионного возраста 55 лет.

        Фактические обстоятельства дела подтверждаются записями трудовой книжки, справками, приказами, свидетельскими показаниями. При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении иска.

На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Суд установил, что истицей, при подаче иска оплачена госпошлина в размере 200 рублей, которую следует взыскать с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Исковые требования Бельдюгиной Т.В. Признать ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе по Нижегородской области удовлетворить.

      Зачесть в специальный стаж её работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность период работы с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ г., т.е 2 года 2 месяца 9 дней в должности медсестры-воспитателя ясли-сад «<данные изъяты>».

     Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Первомайском районе по Нижегородской области назначить Бельдюгиной Т.В. трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. начиная с 01 сентября 2011 г.

              Взыскать с ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Первомайском районе по Нижегородской области в пользу Бельдюгиной Т.В. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200(двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток через Первомайский районный суд.

Судья                                                                                              Новиков В.Ф.